П. Флоренский: философия культуры и философия культа
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия религии и культуры С. Булгакова, П.Флоренского и А. Лосева / П. Флоренский: философия культуры и философия культа
Страница 1

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) по своему воспитанию и первоначальному образованию был абсолютно светским человеком, выбравшим в качестве сферы своей деятельности точное естествознание. Однако после окончания в 1904 г. математического факультета Московского университета с Флоренским происходит резкая метаморфоза - отказываясь от карьеры ученого-математика, он поступает в Московскую духовную академию и после ее окончания в 1908 г. остается в ней преподавателем истории философии, приняв чуть позже (1911) сан священника. В 1914г. Флоренский защищает магистерскую диссертацию, которая выходит в виде книги "Столп и утверждение истины"; эта книга вызвала противоречивые оценки в светских и церковных кругах, причем из последних даже прозвучало обвинение в недостаточном согласии выстроенной Флоренским концепции с православной догматикой. В 1912-1917 гг. Флоренский является редактором "Богословского вестника", издававшегося в Духовной академии. Процедуры для ногтей снятие гель лака со скидкой в Тамбове podolog68.ru.

Революцию и радикальное изменение общественной и политической системы России Флоренский встретил вполне лояльно. В 1918-1920 гг. он становится участником Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, а с середины 20-х годов работает в системе Главэлектро ВСНХ РСФСР, занимаясь прикладной физикой и электротехникой в рамках плана ГОЭЛРО (Флоренский даже опубликовал несколько книг по этой тематике). В это же время он создает работы по философии культуры: "Очерки философии культа" (1918), "Иконостас" (1922), "Имена" (1923-1926), "Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях" (1924), начинает реализовывать замысел большой книги "У водоразделов мысли". В 1928г. Флоренский был арестован (достаточным основанием для этого послужила его причастность к православной церкви) и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. В 1933 г. последовал новый арест, на этот раз Флоренский был приговорен к 10 годам лагерей. В 1934 г. он попадает в Соловецкий лагерь; в конце 1937 г. постановлением особой тройки УНКВД по Ленинградской области он был приговорен к расстрелу.

В творчестве Флоренского тенденция к возрождению христианского платонизма проводится с еще большей прямолинейностью, чем у Булгакова. В этом смысле Флоренский стал почти символической фигурой, обозначившей то направление в развитии русской философии, которое связано с самыми консервативными элементами церковного православия, враждебными современной культуре. Невозможно представить себе более наглядной иллюстрации негативной роли традиционного церковного православия по отношению к развитию философии и культуры, чем та, которая была дана творчеством Флоренского.

Предельно последовательная реализация принципа абсолютной первичности догмата перед свободой мысли и творчества (гораздо более последовательная, чем это было характерно для Булгакова) привела к невероятному обеднению философских взглядов Флоренского, предстающих как набор слабо систематизированных и, как правило, достаточно банальных положений. Но главное заключается даже не в этом печальном факте, касающемся только самого Флоренского, а в тех радикальных выводах, к которым он приходит, исходя из своего "догматического" мировоззрения и намечая пути для преодоления "кризиса" общества и культуры. Исходя из правильной, но вполне банальной мысли о том, что культура произошла из культа, Флоренский в качестве важнейшего принципа для построения "новой" культуры провозглашает необходимость обратного процесса вытеснения культуры культом. В соответствии с этим принципом во всех своих работах, посвященных изобразительному искусству ("Иконостас", "Очерки по философии культа", "Обратная перспектива" и др.), он безапелляционно утверждает, что средневековая иконопись абсолютно превосходит по своим духовным достоинствам все, что было создано человечеством после нее, и, значит, должна быть возрождена как единственная форма искусства. Нужно признать, что Флоренский выказывает достаточную проницательность в понимании особенностей иконописи, но при этом все его суждения о живописи, построенной в соответствии с принципом прямой ("естественной") перспективы (живописи эпохи Возрождения и последующих эпох), выдают полное отсутствие не только элементарного эстетического вкуса, но и элементарной рассудительности, отсутствие понимания естественных законов развития искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...