Современная психология соглашается с подходом Канта только частично. Действительно, чтобы ориентироваться в пространстве и во времени, необходимо заранее иметь представление о том, как устроено пространство и как течет время. Однако исследования, проведенные в XX в. (например, выдающимся швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896-1980) и др.), показали, что и человек и животные познают структуру реального пространства в раннем детстве и эти знания никак не могут быть врожденными. Пространство и время не априорны в кантовском смысле слова, а обладают только некой относительной априорностью. Взрослый человек действительно располагает знанием об их структуре уже до получения ощущений, но в раннем детстве он этого знания не имел и вел себя неадекватно, как и все дети. Ребенок может, например, протягивать руку, чтобы схватить луну, совершенно неправильно рассчитывать время, необходимое для совершения каких-либо действий. С точки зрения современной науки врожденными являются не готовые знания и не формы чувственного восприятия предметов, а только некие более общие познавательные способности. Они зависят от строения нервной системы и человеческого тела в целом. Благодаря этим врожденным способностям (а не врожденным знаниям) у ребенка можно сформировать сознание и все другие человеческие качества, которые нельзя воспитать у детеныша животных.
Вторая ступень познания, согласно Канту, рассудок. На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию — теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии — качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и др. Кант считал, что все эти категории априорны, существуют в голове человека от рождения, до всякого опыта. Только эти априорные категории делают возможным возникновение науки. Так, чтобы увидеть в природе причинно-следственные связи, надо, согласно Канту, заранее, «до опыта», знать, что такое причина и следствие. Чтобы понять отношения между общим и единичным в обществе и природе, надо заранее иметь в своем сознании понятия единичного и общего, и т. п. Мы видим, что научное знание в таком случае зависит не от свойств объективного мира, а от того, какие врожденные категории существуют в головах людей и используются для анализа эмпирического опыта. Поэтому немецкий философ считал, что законы науки не принадлежат природе, а сформулированы, предписаны ей человеческим мышлением (содержащимися в нем априорными формами чувственного созерцания и априорными категориями рассудка). Утверждение о том, что законы не обнаруживаются учеными в природе, а конструируются ими самими, в XX в. использовалось в позитивизме (концепция конвенционализма) и в других научных направлениях субъективно-идеалистической ориентации.
Современная психология выяснила, что категории (т. е. основные понятия науки и человеческого мышления вообще) не являются врожденными формами, приемами мышления. Они формируются в человеческом сознании в детстве. В истории науки содержание используемых ею философских категорий также изменяется. Например, понятие причинности по-разному трактовалось в учении Аристотеля, в христианской религиозной философии, в классической механике Ньютона и в современной физике.
Наконец, третья ступень познания, которую выделил Кант, — разум. (В современной психологии, философии и методологии науки рассудок и разум обычно не разделяют и относят к одной и той же ступени познавательного процесса.) Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Поэтому он доводит обобщение человеческого опыта до высшей степени и формулирует три идеи, объясняющие этот мир. Первая из них — космологическая — это идея о существовании внешнего мира. Вторая идея — психологическая — состоит в утверждении о существовании души. Наконец, третья, теологическая идея — это идея о существовании бога. Ни внешний мир, ни душа, ни бог, согласно Канту, не даны в чувственном опыте прямо и непосредственно. Поэтому вывод об их существовании — это результат сложного анализа наших знаний.
Пытаясь понять сущность мира, разум в конце концов доходит до границы человеческого познания. Выход на эту границу приводит к возникновению четырех неразрешимых противоречий (антиномий), которым Кант дал название «антиномии чистого разума». Они формулируются как пары противоположных по смыслу высказываний (тезис и антитезис), одно из которых отрицает другое и не может быть истинным одновременно с ним. Вот эти антиномии.
Тезис: мир конечен в пространстве и во времени. Антитезис: мир бесконечен в пространстве и во времени.
Тезис: мир состоит из простых частей. Антитезис: мир делим до бесконечности.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...