Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в.V
История общей философии / Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в. / Классическая немецкая философия XVIII-начала XIX в.V
Страница 5

Впервые в философии Нового времени Кант показал, что в мышлении неизбежно возникают противоречия. Тем самым он продолжил традицию Гераклита и создал новую форму диалектики. Однако эта диалектика еще несовершенна, так как противоречие понимается только как антиномия, парадокс. Противоположные понятия (конечное и бесконечное, явление и сущность, вещь в себе и вещь для нас) полностью взаимоисключают друг друга. Они не могут быть совмещены и не могут вступать во взаимодействие, прийти в движение. В этом отношении немецкий философ сделал шаг назад даже по сравнению с Гераклитом. https://artwoodbase.ru купить ясень доска из ясеня сухая дуб бук.

Перспективные идеи, содержавшиеся в учении Канта, подверглись глубокому переосмыслению в философии Гегеля. Гегель отказался от кантовского агностицизма и создал наиболее глубокую систему диалектической философии, основанную на объективно-идеалистической концепции мира.

Итак, крупнейший представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель — объективный идеалист и диалектик, признающий познаваемость мира. В основе его философии лежат два узловых понятия: абсолютная логическая идея и развитие. Абсолютная логическая идея (или просто абсолютная идея) — это сверхчеловеческое сознание, мысль, существующая в реальном мире объективно, сама по себе, и порождающая природу и человека. Упрощенно ее можно попытаться представить себе как некую невидимую силу или излучение, пронизывающее весь мир и управляющее им, так сказать, за спиной человека. Идея уже существовала до природы и общества. Сами природа и общество — это ступени развития абсолютной идеи.

Гегель создал диалектическое учение о развитии, гораздо более глубокое, чем метафизическая концепция движения и изменения в материализме XVII-XVIII вв. С его точки зрения, развитие — это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, рост богатства содержания абсолютной идеи. Развитие идеи является одновременно и процессом ее самопознания, движением ко все более полной и глубокой истине. Последовательно идеалистическая позиция философа приводила к тому, что он исследовал развитие прежде всего в сфере духа, познания, мышления, а не в природных, материальных вещах. Гегель впервые сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные и обратно;

закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречия); закон отрицания отрицания.

После Гераклита и Платона он фактически заново открыл диалектические формы мышления и дал их детальное описание. На основе переработки гегелевской диалектики позже возникли философия и политическая экономия Карла Маркса и его многочисленных последователей — марксистов. В биологии диалектика повторно, независимо от Гегеля, была открыта Чарльзом Дарвином (1809-1882). В его классическом труде «Происхождение видов путем естественного отбора» подробно прослеживалось действие законов диалектики в живой природе (хотя сам Дарвин такой задачи себе специально не ставил и философом-профессионалом не был). В XX в. диалектические механизмы развития были еще глубже раскрыты в фундаментальных естественнонаучных теориях. Наиболее известные среди них — теория расширяющейся Вселенной, эволюционная химия, синергетика и теория диссипативных структур, синтетическая теория эволюции, теория психоанализа. Таким образом, диалектическое учение Гегеля во многом предопределило путь развития мировой науки XIX-XX вв. Поэтому его анализ позволяет лучше понять законы и механизмы развития современного научного познания.

Итак, основой, или субстанцией, мира, согласно Гегелю, является не материя, а некое сверхъестественное сознание — абсолютная идея. Идея проходит три ступени развития: логику; природу; дух.

Эти ступени проанализированы немецким философом в его главных произведениях — «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа». Отдельные разделы своей системы Гегель изложил более подробно в работах «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии». Его взгляды на историю философии легли в основу «Лекций по истории философии» в 3 томах.

Принцип поступательного развития абсолютной идеи от одной ступени к другой, который ввел Гегель, намного глубже и совершеннее принципов диалектического мышления Канта. Как уже отмечалось, у Канта противоположности просто взаимоисключают друг друга, остаются статичными и не взаимодействуют. Диалектическая логика Гегеля построена на законе отрицания отрицания (двойного отрицания) и действует по схеме: тезис—антитезис—синтез. Эта триада отрицания отрицания формирует всю систему Гегеля и приводит в движение понятия его философии. Так, начинается развитие идеи с Логики (тезис), затем она отрицается второй ступенью — Природой (антитезис) и, наконец, идея переходит на третью ступень развития — превращается в Дух (синтез), который является как бы объединением в одно целое первых двух ступеней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...