В 1830-1940-е гг. после смерти Гегеля среди его учеников возникли две научные школы, по-разному развивавшие идеи великого философа. Пра-вогегельянцы (или старогегельянцы) рассматривали его философию как рациональную (т. е. наукообразную) форму религии. Они выражали настроения наиболее консервативных слоев немецкого общества. Левогеге-льянцы (или младогегельянцы) развивали наиболее прогрессивную сторону учения Гегеля — диалектику — и выражали интересы и настроения революционных слоев немецкой буржуазии. На основе младогегельянства возникли философские системы Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса. В России на их учения в значительной мере опирались А. И. Герцен и В. Г. Белинский.
Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах. В молодости его представления были близки к учению Гегеля, однако затем Фейербах создал собственную философскую концепцию и разошелся с Гегелем во взглядах на все (или почти все) существенные вопросы философии.
В своем основном сочинении «Сущность христианства» Фейербах подверг философию Гегеля решительной критике и восстановил в правах материализм. С его точки зрения, всякий идеализм, включая гегелевский, есть только утонченная, рафинированная религия, а последняя является искаженным отражением сущности самого человека. Образ бога — это человеческая сущность, обособленная от человека и абсолютизированная. Свойства, приписываемые богу — бесконечный разум, любовь, всемогущество и т. п., — суть человеческие качества, оторванные от человека и взятые в наивысшей, превосходной степени. (Так, человек может познавать какие-либо явления, а бог знает все; человек может трудиться, создавать новые вещи, а бог может создать все, что только пожелает, и т. п.)
Критикуя идеализм Гегеля, Фейербах фактически вернулся к той форме материализма, которую создали французские философы XVIII в. Фейербах рассматривал материю как природу, бесконечное множество вещей. Материя неотделима от движения и всегда существует в пространстве и во времени. Человек — часть природы.
Фейербах называл свою философию антропологической: центральное место в ней занимает проблема человека. Этим подчеркивалась гуманистическая направленность его материализма. Если, по Гегелю, мир есть Абсолютная Идея, которая познает саму себя, то, по Фейербаху, познает природу отдельный человек с помощью своих органов чувств. Не существует никакого духа, кроме человеческого сознания. По Гегелю человек — духовное существо, по Фейербаху — материальное. Однако материю Фейербах отождествлял с природой и считал человека природным существом, т. е. полностью подчиненным законам природы. Для последнего представителя немецкой классической философии очевидной казалась дилемма: человек — либо духовное, сверхприродное существо (так считал Гегель), либо существо материальное, т. е. природное (так считал сам Фейербах). Только в середине XIX в. в марксистской философии было показано, что «социальное» не тождественно «духовному»: существует особая социальная форма материи, которую невозможно свести к природе и объяснить на основе ее законов. Человек с точки зрения современного материализма — материальное социальное существо, социальная материя.
Главные исторические недостатки, или ограниченности, материализма Фейербаха можно свести к следующим четырем чертам. Во-первых, Фейербах остался метафизиком, не смог критически преодолеть и переосмыслить диалектику Гегеля. Он просто отказался от нее, считая, что диалектика не отделима от идеализма и не имеет будущего. Во-вторых, материализм Фейербаха так же механистичен, как и учения французских материалистов XVIII в. Он опирался не на многообразие естественных наук, а в основном на механику, пытаясь объяснить все явления природы и общества механическим движением материальных частиц. В-третьих, материализм Фейербаха являлся достаточно последовательным, когда его принципы применялись к природе, а теория общества у немецкого философа осталась идеалистической. Наконец, в-четвертых, гносеология (теория познания) Фейербаха еще оставалась созерцательной. Как и многие его философские предшественники, он считал, что в процессе познания человек только пассивно воспринимает, созерцает окружающий мир. Частично Гегель, а особенно Маркс показали, что познание неотделимо от практической деятельности человека. Уже с первобытных времен люди не просто воспринимали вещи, а практически действовали с ними, и только благодаря этому практическому освоению материальных предметов могло развиваться человеческое познание.
Преодоление этих недостатков произошло в следующей школе материализма, также опиравшейся на учение Гегеля и критиковавшей его — в марксизме. В философской концепции марксизма впервые со времен Гераклита было достигнуто соединение принципов материализма и диалектики. Была создана также материалистическая концепция общества. Взгляды, близкие к диалектическому материализму, высказывали немецкий философ Иосиф Дицген (1828-1888) и русские революционные демократы — А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), Н. А. Добролюбов (1836-1861) и Н. Г. Чернышевский (1828-1889). Чернышевский в работе «Антропологический принцип в философии» заимствовал многие идеи антропологического материализма Фейербаха.
Смотрите также
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...