Рассмотрим более конкретно, как Гегель представлял себе процесс развития абсолютной идеи.
На ступени Логики идея существует еще до природы, вне пространства и времени. Она развертывает из себя все богатство своего содержания, создавая сеть философских категорий. У Аристотеля или Канта категории человеческого мышления и набор основных философских понятий были просто перечислены. Гегель впервые в истории философии попытался вывести их друг из друга в логической последовательности, т. е. представить весь набор философских категорий как целостную, логически структурированную, последовательно развертывающуюся систему. В начале XIX в. ни одна наука еще не была изложена с такой последовательностью и систематичностью. Логика, в свою очередь, делится на три раздела: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждый из этих разделов в соответствии с излюбленной схемой Гегеля тоже включает в себя три части. Так, в учении о бытии выделяются разделы: «Количество», «Качество», «Мера» (здесь философ раскрыл закон перехода количественных изменений в качественные и обратно).
Исходное понятие, из которого развертывается вся система Гегеля, — понятие чистого бытия. Поскольку оно «совершенно лишено определений» (говоря современным языком, в нем еще нет, не успело возникнуть никакого содержания), чистое бытие есть в то же время ничто (небытие). Если метафизическое мышление и даже диалектика Канта ограничивались простым противопоставлением неподвижных противоположностей (от вещи для нас, например, невозможно перейти к познанию вещи в себе), то Гегель показал, что чистое, еще «пустое» по содержанию бытие логически превращается в небытие (ничто), тождественно небытию, ничем не отличается от него. Философ сделал вывод: «Бытие и ничто суть одно и то же». В ходе дальнейшего развития идеи борьба бытия и заложенного в нем небытия (ничто) создает становление. Мы получаем первую триаду, первый цикл развития идеи: бытие—ничто—становление. Далее из этих понятий логически выводятся категории количества, качества и меры. Таково содержание учения о бытии. В учении о сущности и в учении о понятии продолжается развертывание системы философских категорий.
Закончив это развертывание в рамках Логики, идея переходит на вторую главную ступень развития — создает Природу. Главные ступени эволюции природы — три «царства»: механизм—химизм—организм. Проходя эти ступени, идея находится в своем «инобытии», т. е. скрыта за косной оболочкой материи. Исчерпав возможности развития в форме природы, идея «возвращается в самое себя», переходя в Дух, или Мировой Дух. Мировой Дух — это идея, выраженная в человеческом обществе (Гегель как последовательный идеалист считал, что суть общества — духовные явления, развитие сознания, а не материальные процессы и предметы — совершенствование производства, повышение производительности труда или технические приспособления). Вся история человечества — это процесс самопознания Мирового Духа. Люди могут думать, что действуют свободно, по своему усмотрению. Однако в действительности все их поступки незримо направляет Мировой Дух, реализующий через действия отдельных людей свою собственную логику исторического развития.
Человеку (обществу) Гегель отвел ключевую роль в своей системе мироздания. Человек — не случайно возникшее существо. Он является закономерным этапом единого мирового процесса развития идеи. Человек возникает с необходимостью в силу глубинной внутренней природы абсолютной идеи. В то же время в философии Гегеля дана чисто фаталистическая концепция человека. В лоне развивающейся абсолютной идеи люди оказываются пешками, пассивным проявлением Мирового Духа, который один творит историю.
Гегель подверг глубокому анализу и критике агностицизм Иммануила Канта. Философия Гегеля исходит из идущей от Декарта убежденности в безусловной познаваемости мира для человека. Вся история общества — это постепенный процесс познания сущности Абсолютной Идеи. Знаменитую речь при открытии чтений курса лекций в Берлинском университете 22 октября 1818 г. Гегель закончил словами: «Дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого бы высокого мнения мы ни были о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним раскрыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».
В то же время Гегель еще не мог дать исчерпывающего опровержения агностических взглядов своего великого современника. По Гегелю, человек познает Абсолютную Идею, т. е. содержание этого сверхчеловеческого сознания в процессе познания переходит в сознание человека. Однако Кант и философы-материалисты ставили проблему познания в более сложном виде. Человек пытается познать вещь-в-себе (по Канту) или материальный мир (с точки зрения материализма). В нашем сознании для этого должны отразиться не идеи, а материя — материальные предметы и процессы, которые существуют вне всякого сознания и не имеют к нему отношения. Откуда у нас может быть уверенность, что мы способны адекватно познавать эти чуждые всякому сознанию предметы? Ответ на данный вопрос нашел уже не Гегель, а философский материализм более поздней эпохи.
Смотрите также
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...