На основе опыта или знаний, или подспудно возникших представлений человек склонен подсознательно устанавливать рамки и барьеры для своей фантазии. Этим и определяется категория невозможного. Невозможное относится не только к объективной сфере, но и к собственно познавательным возможностям человека. Кто, например, может иметь целостное представление о работе тепловой электростанции - сложной системы, одномоментно включающей мириады состояний, или о квантовых явлениях, или о распространении электомагнитных волн, не говоря уж об общественных явлениях? Никто. Но это не означает, конечно, непознаваемость этих феноменов или невозможность их существования.
Метод преодоления невозможного состоит в следующем. То, что представляется невозможным, представлялось таковым, как правило, и Вашим предшественникам. Значит, это именно та область, в которой, возможно, кроется некая загадка и, конечно, содержится решение проблемы.
Здесь мы не постулируем философское обобщение о том, что "все возможно".
Термин "возможное" многоаспектен. "Возможно то, что существует или иногда случается" - писал в "Аналитиках" Аристотель. Возможное может иметь и прогностический смысл. Пусть, например, еще ни разу не выпадала пять раз подряд цифра "6" при бросании кости. Однако при достаточно большом количестве бросаний такое обязательно должно случиться, то есть оно возможно. Наконец, возможное понимают, как отрицание запретов в природе вещей. Но если невозможное не существует, то его противоположность - возможное неопределимо как понятие. Иными словами, если мы моделируем реальность посредством абстрактных понятий, то такая модель может иметь смысл, если только эти понятия попарно противоположны /как минимум/. Поэтому логичным требованием к познающему сознанию будет принцип преодоления иллюзии в с е в о з м о ж н о г о. Ведь любой закон есть отображение определенных ограничений, свойственных объективному миру.
Невозможное, как нам представляется, действительно не возможно, но лишь в некой одной плоскости - именно в той, в которой мы обычно представляем себе то или иное явление.
За примером обратимся к проблеме энергетики управления. Определение понятия управления состоит в том, что малое воздействие, малая сила, малая энергия способны вызвать большие изменения большой силы, большой энергии и т.п. Но как возможно такое, коль скоро мы признаем действие законов сохранения количества движения, сохранения энергии и др.?
Вначале, в качестве поясняющего примера, рассмотрим работу электронной лампы - триода.
Нам не удалось отыскать более простой пример, на котором можно было бы продемонстрировать энергетическую сущность управления. Для общности изложения мы постараемся дать не техническое, а логическое описание работы этого электронного устройства.
Работу триода можно представить в виде взаимодействия двух пересекающихся токовых колец. Ток большой величины, идущий от анода к катоду, создается большой электродвижущей силой; ток очень малой величины, создаваемый малой электродвижущей силой, идет в противоположном направлении - от катода к окружающей его сетке, расположенной между катодом и анодом.
Смотрите также
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...