Когда говорят об управлении, то обычно подспудно имеют ввиду, что один навязывает свою волю другому. Мы же видим, что управление существует в мире живого, прежде всего, как спонтанность.
Поэтому всегда будет обречена на неудачу попытка объяснить общественные отношения только целенаправленным, произвольным управлением, упуская из виду действие непроизвольной составляющей (начиная, хотя бы, с подражательных действий ребенка, "воспитания" личным примером и кончая чувством сострадания, сопереживания, способностью принимать решение на основе случайной информации, различными формами общественной самоорганизации и др.).
Другое дело, что этот эффект самопроизвольного управления человек стремится использовать в " своих целях", разрабатывая для этого специальные средства воздействия.
Теперь становится понятной возможность невозможного, когда, объединившись посредством непроизвольного взаимоуправления (согласия) элитарная малая социальная группа целенаправленно фильтрует информацию перед передачей ее народу, корректируя, таким образом, процесс естественного самоуправления.
Продолжим наш экскурс в область человеческого управления. В чем мы видим особенность человека-лидера?
Это, прежде всего, личность, которая на единицу затраченных усилий стремится получить максимальный результат. Но в этом, как мы видели, и заложена идея управления: малым воздействием достичь большого эффекта. Итак, лидер - это человек управляющий.
Его противоположность и объект воздействия - это конформист.
Последнему присущ синдром подражательства, стадности.
Но можно ли "пахать" на любом конформисте? На лошади - можно, на зебре - нельзя; на собаках можно ездить, на волках - нельзя и т.д.
Так и люди подразделяются от природы на легко управляемых и неуправляемых. В общем случае это дает следующие типы социального характера:
-лидер управляющий - руководитель производства, государственный деятель, атаман преступной шайки;
-лидер управляемый - передовик производства;
-конформист неуправляемый - деятель искусства, мелкий воришка и т.п.
-конформист управляемый - "средний" трудяга, пропойца.
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают механизмы управления, действующие внутри "силовых структур" - армии, милиции и др.
Армия является главным карательно-ограничительным органом, обеспечивающим возможность государственного управления, как трубопровод обеспечивает возможность регулирования заключенного в нем потока. Это тривиально. Но армия отлична от трубопровода тем, что состоит из того же "материала", что и устрашаемое ею общество. Поэтому остается неясным, благодаря какому механизму армия управляется внутри самой себя. Как это возможно и почему это возможно?
Во-первых, читателю должно быть более или менее ясно, что организованное офицерское правление простым своим существованием предупреждает самое возможность спонтанной организации солдат, ставя их тем самым в положение самых бесправных граждан государства. Стереотип слепого подчинения, культивируемый в армии, является необходимым моментом ее организации, как таковой. Малые организованные силы управляют большими неорганизованными силами -этот факт здесь лишь отмечен и требует специального исследования. Однако ничто, казалось бы, не способно объяснить ситуацию, когда один солдат внутренне готов по приказу офицера арестовать другого солдата - своего товарища, но он и не помышляет о том, чтобы арестовать своего офицера.
Смотрите также
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...