Метод преодоления невозможного
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Метод преодоления невозможного
Страница 2

При этом мощный анодный ток регулируется весьма слабым током, проходящим через сетку. Но это не означает, что малая энергия создает большую. Анодный ток создается собственным мощным источником энергии и лишь ограничивается сеточным током. Таким образом, нет нарушения закона сохранения энергии; невозможное есть не возможное.

И малый потенциал сетки, близко расположенной к катоду, оказывает действительно большее воздействие на анодный ток, чем потенциал удаленного анода. Таким образом, и в этом пункте чуда не происходит: большие силы превалируют над меньшими, а не наоборот . Но в итоге выходит, что меньшие силы воздействуют на большие. Поскольку же управляющий ток может только ослабить величину основного тока, то назовем такой случай управлением по ограничению.

Рассмотрим иной технический случай - работа магнитного усилителя. Мы не будем здесь описывать его конструкцию.

Если управляющий ток сетки лампы-триода способен только ослабить главный анодный ток, то управляющий ток магнитного усилителя, напротив, уменьшая естественное сопротивление, способен увеличить ток главной цепи. Но, как и прежде, главный ток создается собственным мощным источником энергии. Назовем этот случай управлением по высвобождению.

Теперь рассмотрим феномен управления под иным углом зрения. Пусть трубопровод с регулирующей заслонкой идет от некого озера. Заслонка может уменьшать проток воды и полностью перекрывать воду. Но что смогла бы сделать заслонка, будучи установленной не на трубопроводе, а, скажем, посреди широкой реки? Иными словами, чтобы управлять, недостаточно иметь управляющий орган и мощный поток энергии, но прежде всего необходимо как-то ограничить этот поток (заключив его в трубу, например). Назовем это принципом локализации управляемого агента.

Теперь возьмем пример из живой природы - приручение лошади.

Прежде всего, на лошадь следует надеть сбрую (принцип локализации). Теперь остается, используя сферу рефлексов, воздействовать на ее мозг.

Таким образом, слабосильный наездник не непосредственно управляет мощным телом лошади, но через ее управляющий орган - мозг, что возможно лишь постольку, поскольку лошадиная сила подвластна лошадиному мозгу. Итак, возвращаясь к основной теме, отмечаем, что невозможное, взятое в одном измерении (человек слабее лошади), вполне возможно в другом измерении (человек использует средства обуздания, действующие сильнее, чем спонтанная воля лошади).

Посмотрим, как работает принцип локализации в человеческой истории. Лишенный всех прав раб, становится легко управляемым. Пролетарий (в буржуазном обществе) рождается уже лишенный средств существования. Эти средства дозировано возвращают ему при условии найма на ту или иную работу.

Пролетарий в социалистическом обществе частично лишен юридических прав (как раб), частично - средств существования (как в буржуазном обществе). Поэтому работа ему обеспечена, но трудиться на ней он должен обязательно и т.д.

Вообще говоря, феномен управления внутренне присущ живой природе. Так, подсолнечник поворачивается в сторону солнца, хотя поглощенной мощности солнечных лучей явно недостаточно для этого; так, вылупившийся из яйца утенок непосредственно следует за движущимся предметом (что принято называть подражательным рефлексом) и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...