Белинскому были особенно близки материалистические идеи Герцена и Фейербаха. Критик весьма одобрительно отзывался о "Письмах об изучении природы" (1844- 1845) Герцена, в которых, в частности, дается материалистическое решение проблемы бытия и мышления. Критикуя идеалистический взгляд на эту проблему, он писал: "Давно уже сами философы согласились, что "ничего не может быть в уме, что прежде не было в чувствах". Гегель, признавая справедливость этого положения, прибавил: "Кроме самого ума". Но эта прибавка едва ли не подозрительна, как порождение трансцендентального идеализма. Человек не прямо же, не чистым мышлением дошел до сознания, что у него есть ум, а заметил это прежде всего из собственных действий, в которых отразился его ум, но которые он опять-таки только через чувства сознавал своим умом". Телеграм глаз бога бот переход на телеграм бота.
Развивая материалистический взгляд на природу человека, Белинский отмечал, что "духовную природу человека не должно отделять от его физической природы, как что-то особенное и независимое от нее, но должно отличать от нее, как область анатомии отличают от области физиологии". Он отстаивал мысль о единстве бытия и мышления на уровне человека. В гносеологическом плане у Белинского, как у Фейербаха, этот принцип служил обоснованием идеи единства субъекта и объекта, предполагающего вместе с тем их различие.
Во второй половине 40-х гг. мировоззрение Белинского приобретает атеистическую направленность. Под влиянием знакомства с ранней работой К. Маркса ("К критике гегелевской философии права. Введение", опубликованной в "Немецко-французском ежегоднике" (1844), он писал в письме к Герцену: "Истину я взял себе - и в словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут, и люблю теперь эти два слова, как следующие за ними четыре".
Материалистические воззрения Белинского получили последовательное выражение в решении им вопроса об отношении искусства к действительности, в обосновании эстетического учения.
В последний период творчества Белинский постоянное внимание уделял вопросу об исторических судьбах России. Он резко критиковал И. В. Киреевского, А. С. Хомякова и других славянофилов, идеализировавших прошлое России, сельскую общину. Взгляд на общину отличал его не только от славянофилов, но и от Герцена и Огарева, выдвинувших теорию общинного социализма.
Противник самодержавия и крепостничества, мыслитель резко осуждал и буржуазные порядки Запада: " . горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах". Вместе с тем он признавал заслуги буржуазии в развитии промышленности, ее роль в борьбе с феодализмом, считал исторически неизбежным возникновение класса буржуазии в России.
Летом 1847 г. на средства друзей критик лечился от туберкулеза за границей. В г. Зальцбрунне (ныне Щавно Здруй, Польша) он написал свое знаменитое "Письмо к Гоголю", ставшее, по выражению Герцена, политическим завещанием Белинского.
Литературная и общественная деятельность Белинского вызывала подозрения у правительственных чиновников. Герцен писал в "Былом и думах": "Недаром Скобелев, комендант Петропавловской крепости, говорил шутя Белинскому, встречаясь на Невском проспекте: - Когда же к нам? У меня совсем готов тепленький каземат, так для вас его и берегу". После смерти Белинского его имя до 1856 г. было запрещено в печати. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М., 1956. Т. 11. С. 271. Там же. С. 149. Там же. Т. 3. С. 340. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. 11.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...