Два вида реализма
Различие между метафизическими и эпистемологическими вопросами крайне важно. Необходимо избегать ответов на эпистемологический вопрос с метафизическими требованиями, их нельзя «смешивать». Например, говоря о реализме как о широком самостоятельном философском течении, необходимо строго различать его метафизические и эпистемологические контексты и в отношении постановки вопросов, и в отношении полученных ответов.
Основной вопрос метафизического реализма - это существование: существует ли объективная реальность, не зависящая от нас? Один из возможных ответов «да, существует», и это означает признание метафизического реализма. Противоположная точка зрения, согласно которой не существует реальности, независимой от нас, а то, каковы вещи «на самом деле», зависит от наших воздействий на реальность, процесса наблюдения или наших представлений о реальности, - это метафизический антиреализм.
Можно говорить также об эпистемологическом реализме. Способны ли мы познать объективную реальность, а не только то, какой «она открывается нам»? Можем ли мы перейти от того, как вещи «предстают перед нами», к тому, каковы они «в действительности», от утверждения, что мир таков, как нам кажется, к тому, что мир обладает конкретной структурой? Эпистемологический реализм дает положительные ответы на все эти вопросы. Конечно, в этом случае потребуется достаточно сильная аргументация для того, чтобы обосновать, каким образом знание относительно объективной реальности может быть обосновано с помощью субъективных индивидуальных оценок этой реальности. Эпистемологический антиреализм утверждает, что необходимого доказательства не существует. Существует непреодолимое препятствие между информацией, почерпнутой нами при анализе реальности «как она предстает перед нами», и знанием относительно объективной реальности, и преодолеть его невозможно.
Естественно, позицию эпистемологического антиреализма защитить значительно проще, чем позицию эпистемологического реализма, поскольку сама по себе она не требует обоснования - достаточно указать лишь один недостаток или пропуск в аргументации реалиста. Однако при анализе метафизической проблематики с позиции эпистемологического антиреализма возникает непреодолимое противоречие: мы не можем принять ни одну из двух возможных метафизических концепций. Если мы не можем обладать никаким знанием относительно реальности, скрывающейся за нашими ощущениями, то мы не можем достаточно обоснованно выдвигать какое-либо метафизическое требование относительно того, существует она или нет. В некотором смысле позиция эпистемологического реализма оборачивается метафизическим агностицизмом, а это, конечно, уже нельзя считать «подходящей компанией», это недопустимо при анализе пределов знания в области современной физики.
Вопрос относительно объективности также может принимать и метафизическую и эпистемологическую формы. Метафизический контекст -это вопрос об объективной реальности, о природе вещей и ее независимости от человеческого сознания. Объективное свойство вещи - это свойство, которое не зависит от нашего мнения, состояния атмосферы или божественного вмешательства. Например, температура воды 20 °С - это объективное свойство. В то же время каждый из нас может сказать, что эта вода холодная или горячая в зависимости от субъективной оценки ее температуры, и это будет субъективное свойство.
Эпистемологический контекст вопроса относительно объективности обращается к стандартам проверки и обоснования утверждений относительно реальности. Это вопрос о том, что мы имеем в виду, когда говорим об объективности оценки. Отметим, что не независимое от нас существование делает ее объективной, а то, что сама оценка определяет выбор в отношении предмета оценки независимым от воздействия субъективных факторов способом. Объективность оценки - это предмет рассмотрения того, как мы приходим к окончательному вердикту, как мы приходим, например, к выводу о том, виновен подсудимый или нет. В этом заключается эпистемологический смысл объективности.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...