Можно сделать вывод, что на протяжении всей истории физики суть принципа относительности остается практически неизменной, но его содержание различно в зависимости от конкретной теории. В конце концов, мы даже можем прийти к заключению, что принцип относительности может играть определенное методологическое значение при построении новых теорий, например, заставляя нас искать новые инварианты, преобразования или представления, которые будут сохранять условия анализа явлений неизменными. В частности, в контексте гл. 2 данное обстоятельство может означать то, что принцип относительности является одним из наиболее сильных аргументов в пользу реализма, а также в пользу ответа на вопрос о возможности объективного знания о реальности: говоря об относительности законов физики, мы, по крайней мере, можем легко реконструировать ту часть физического описания, которая относится к объективным характеристикам реальности.
В последнее время подчеркивается необходимость создания расширенной специальной теории относительности (РСТО) [Корухов, Шарыпов, 2005, 2006], основная роль в построении которой отводится планков-ским величинам (см. гл. 3). С позиции философско-методологического анализа развития научных представлений о пространстве и времени представляется целесообразным сделать ряд замечаний о роли принципа относительности в построении этой фундаментальной теории.
Принцип относительности
и расширенная специальная теория относительности
Итак, опираясь на проведенный анализ, мы принимаем, что принцип относительности - это фундаментальный принцип, «восстановление» (сохранение) которого заставило в свое время ввести в соответствующие теории (в соответствии с допускаемыми физическими ограничениями, каждое из которых по-своему ограничивало интерпретацию принципа относительности) следующие требования: эквивалентность ИСО (механика Ньютона), «ограниченных» ИСО (СТО) и локально-инерциальных систем отсчета (ОТО). Предполагается, что эвристический потенциал принципа относительности (в его методологическом значении [Головко, 2002; Симанов, 2001]) при анализе подходов к созданию РСТО способен «подсказать» нам «направление действий».
Предположим, мы принимаем принцип относительности в его первоначальном виде, продиктованном еще Галилеем: во всех «хороших» системах отсчета все физические процессы (развитие СТО показало возможность распространения принципа относительности и на немеханические законы) описываются одинаковым образом, в частности, мы можем сказать, что законы, описывающие их, сохраняются или имеют одинаковый вид, являются инвариантными или симметричными. Тогда основной вопрос для будущей РСТО состоит в том, чтобы подобрать необходимую «пару», т. е. некое физическое требование (принцип), которое заставит нас дать новую интерпретацию принципу относительности, а уже сам принцип относительности заставит нас подобрать соответствующий вид ограничения (будет ли он связан с ИСО и каким образом, пока непонятно). Формально мы уже сейчас должны задуматься над тем, на что должно быть «похоже» «адаптированное» понятие ИСО в РСТО.
Напомним, что пространство РСТО - это пространство релятивистского эфира, являющегося асимптотическим пределом для вещественно-полевого уровня реальности, описываемого ОТО и РКМ (см. гл. 3). Единственное объективное свойство (см. § 4.4) пространства РСТО (по крайней мере, очевидное на современном этапе исследований), которое «доступно» вещественному наблюдателю, - это релятивистский инвариантный покой этой среды относительно любого инерциального наблюдателя: любая система отсчета, которую вещественный наблюдатель свяжет с эфиром, всегда будет сопутствующей. Данное свойство выражено в кинематическом свойстве релятивистского эфира V ° 0. Таким образом,
единственное препятствие для новой физической интерпретации принципа относительности в рамках РСТО - адекватная трактовка свойства «инвариантного покоя». В свое время Эйнштейн предложил очень продуктивный принцип решения подобных проблем, он впервые выдвинул важный методологический прием, который затем распространился на всю физику: он придумал мысленный эксперимент (выше, говоря об ОТО, мы уже приводили один мысленный эксперимент - «лифт» Эйнштейна). Суть мысленного эксперимента состоит в том, чтобы представить, как можно измерить то или иное свойство, например время или эквивалентность масс, и предложить операциональный подход к решению проблемы. Фактически именно Эйнштейн закрепил операционалистскую методологию в физике. История развития физики ХХ в. показала всю мощь этого приема. Например, вся интерпретация квантовой механики Бора -это оперционализм в чистом виде.
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...