1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
Страница 3

Антропосоциогенез (происхождение человека и общества), в понимании мыслителя, начинается все-таки с Бога. Но главное внимание он уделяет человеку: "Долг воскрешения . явился в мир вместе с человеком. Для воскрешения человек восстал, принял вертикальное положение, положение сторожевое и трудовое". С воскрешением (в форме родового культа предков, заботы дикарей об умерших) мыслитель связывает "первую мысль" и "первое сознательное действие" человека. "Первым сыном человеческим" был тот, кто начал любовно заботиться о живых и умерших родителях и предках. Именно он, составивший "со своими родителями первое человеческое общество", нравственное и неразделимое, оказался "нашим праотцом".

Человеческая природа, в понимании Федорова, в глубине своей чиста и родственна; она есть "первобытная детская цельность".

Федоров по-своему объясняет тайны физиологии человека: желудок связан с жизнью для себя, половые органы - с жизнью для других, грудь (сердце) - это орган скорби и сострадания по умершим и умирающим, голова - носитель проекта воскрешения. Он негативно оценивает, ориентируясь на учение о Троице, чувственную половую любовь, все "бессознательное и невольное", даже факт рождения и роста человека (поскольку новорожденный как бы убивает свою мать, использует, вырастая, силы родителей).

У Федорова явно недостаточна любовь к земным человеческим чувствам, к нормальному живому человеку. Зато очень велика любовь к мертвому, умершим, к должному человеку и сверхчеловеческим задачам. Отличительной чертой человека он считает "чувство смертности и стыд рождения", а "самое глубокое определение человека", по его мнению, следующее: "Человек есть существо, которое погребает ". Семья для него прежде всего член общины, общества, занятого воскрешением умерших.

Федоров хочет радикального преображения человека, жизни и мира, достижения должного, понимаемого им весьма своеобразно. Сверхзадача человека, занятого "общим делом", - "морализировать все естественное", всю вселенную, это будет означать окончательную победу нравственности, добра над злом и "возвращение человека к источнику всякого блага, ума и воли". При всем своеобразии антропологии Федорова некоторые ее моменты роднят философа с другими мыслителями, например, понимание природы человека как в основе своей доброй - с Лао-цзы, Ж. Ж. Руссо, а также с заповедями христианства и др. Очевидна несовместимость учения Федорова с основами наиболее "неотеческих", индивидуалистических учений, таких, как философия Ницше, Фрейда, Шестова и др.

Необходимым элементом миросозерцания Федорова является космология. "Нынешний" космос, в понимании философа, - это "хаос", враждебная человеку пустыня с редкими оазисами миров, в основном "бездушных". Однако уже понятие "Вселенная" указывает на то, что космос должен стать космосом в греческом смысле, т. е. гармонией; он призван быть "всенаселенным" разумными людьми.

Это необходимо по нескольким причинам: во-первых, воскрешение мертвых и достижение бессмертия невозможно без управления, регуляции сил земной природы, которые связаны с космическими силами; во-вторых, Землю и Солнечную систему ожидает в будущем гибель, и, значит, нужно думать о "новых землицах"; в-третьих, Землю может постичь какая-либо катастрофа, в особенности экологическая; в-четвертых, она мала и не способна обеспечить средствами к жизни не только многочисленные воскрешенные поколения, но и растущее человечество. Кроме того, Федоров просто верил в то, что "человечество не может удовлетвориться тесными пределами земли, только земным". Оно всегда стремилось в мистических экстазах, в религиозных опытах "восходить" на небеса. Без покорения космоса продолжатся бесплодные "восхождения", а также вредное упоение наркотиками, алкоголем и др. К тому же мыслитель мечтал о полном обладании небесным пространством и верил, что того же хочет все человечество. Федоров сформулировал двуединую задачу воскрешения и покорения космоса: без обладания космосом невозможно одновременное существование воскрешенных поколений, а без воскрешения невозможно полное обладание космосом. Земля же, по предположению философа, среди "неудачных попыток природы" составляет исключение и является "единственной носительницей спасения мира".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...