1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
Страница 1

В интеллектуальной истории России второй половины XIX - начала XX в. особое место принадлежит Николаю Федоровичу Федорову (1829-1903), создателю уникального утопического учения и родоначальнику русского космизма. С человеком, чьей основной идеей было "воскрешение для умерших и бессмертие для живущих", общались многие выдающиеся люди его времени. Ф. М. Достоевский писал, что идеи Федорова "прочел как бы за свои", а В. С. Соловьев называл мыслителя "дорогим учителем и утешителем". Впрочем, между взглядами Федорова и почти всех, кто принимал те или иные его идеи, существовали и весьма серьезные расхождения.

Родился Федоров в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П. И. Гагарин. Как незаконнорожденный он получил фамилию и отчество крестного отца. После окончания Ришельевского лицея в Одессе Федоров 14 лет преподавал историю и географию в уездных училищах средней полосы России. В 1869 г. он становится помощником библиотекаря Чертковской библиотеки в Москве. С 1874 г. работает библиотекарем Румянцевского музея.

В последние годы жизни философ, так и не опубликовавший свои главные работы (одна из причин - его необыкновенная скромность), трудился в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Он успел привести в порядок свои основные рукописи и оставить их в наследство своему последователю, ученому и философу В. А. Кожевникову. Наследовал его труды также и другой его ученик Н. П. Петерсон. Умер Федоров в Мариинской больнице для бедных. В 1906 г. в г. Верном (Алма-Ате) Кожевников и Петерсон издали первый том его "Философии общего дела". В 1913 г. в Москве был издан второй том. Третий том, включавший в себя в основном переписку Федорова, был также подготовлен к печати, но вследствие событий первой мировой войны, революций не был издан. Часть отрывков из третьего тома вошла в Сочинения Федорова (М., 1982).

Ядром религиозного учения Федорова с очень заметной естественно-научной, деятельностной направленностью является так называемое общее дело, т. е. реализующееся силами объединенного человечества земное бессмертие людей, воскрешение всех умерших предков и расселение воскрешенных поколений по всем мирам вселенной, которая становится одухотворенной и разумно управляемой. Это, по Федорову, единственный истинный путь человека и человечества. "Для существа сознающего другого назначения, иного дела и быть не может".

И это "дело" означает победу над главным злом - смертью, а также другими видами зла, которые, в понимании Федорова, подчинены смерти. Победить разнообразное зло во главе со смертью можно лишь вдохновив всех и каждого на человеческое и божественное "общее дело", на воскрешение умерших и достижение бессмертия. Бессмертие без воскрешения, согласно Федорову, невозможно, поскольку нужно познать тайны смерти, регулировать процессы жизни и смерти. Это невозможно и по нравственным причинам. Все воскрешенные люди, даже злодеи, "восстанут" уже иными, поскольку они правильно оценят подвиг своих сынов-воскресителей и тоже станут воскресителями. Воскрешение - это "возвращение жизни во всей ее незлобной чистоте всем умершим". Другие виды воскрешения - через Страшный суд, когда грешники восстанут на казнь, а праведники на спасение, и воскрешение (материализация) умерших через "медиумов" - оцениваются Федоровым отрицательно.

Федоров свою главную идею называет также супраморализмом (от лат. supremus - высший и moralis - нравственный). Это все то же "общее дело", но как бы с акцентом на присущую ему высшую и безусловную нравственность. " .Нравственность есть любовь к отцам и вытекающая из нее братская любовь .". Нравственно помнить об умерших отцах, нравственно не жить для себя, для наслаждений, карьеры и т. д. (эгоизм) и не жить для других (альтруизм), а жить в единстве со всеми и действовать в единстве со всеми ради "общего дела". И тогда на Земле может быть построен рай, или Царство Божие, которое в ходе заселения воскрешенными поколениями всех миров вселенной распространится и на эти миры и сблизит нас, по мысли Федорова, с потусторонним Божественным миром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...