Регуляция сил природы, т. е. практическое решение "общего дела", начинается конечно же с Земли. Человечество гибнет потому, утверждает Федоров, что отрезано громадными пространствами от других миров и полностью подчинено слепому, фатальному движению Земли. Поэтому оно должно осознать себя не "пассажиром", а "экипажем" Земли, и научиться управлять климатом, ураганами (и другими стихиями), самим движением планеты.
Единение людей разных слоев, богатых и бедных, религий, наций, рас, государств в сочетании с настойчивым расширением знаний каждым человеком и всеми вместе и углублением практического опыта по воскрешению и бессмертию могут и должны, согласно Федорову, решить вопросы "общего дела". Нужны добровольные знания и опыт, производимые "всеми, всегда и везде": от школьного участия в "космической жизни" (например, со всех точек школьники будут изучать мелкие планеты Солнечной системы) до воссоздания человеком самого себя из элементарных космических веществ, которые он научится превращать сначала "в минеральные, потом растительные и, наконец, живые ткани", и до перехода наук во главе с медициной к "оживлению" трупов.
Первым воскресят, считал Федоров, только что умершего. Но постепенно начнут воскрешать и давно умерших. "С каждым новым воскрешенным знание будет расти", воскрешенные начнут тоже подключаться к "общему делу", и уже праотцов воскресят наиболее легко.
При этом нужны науки и техника, соединяющиеся с астрономией (чтобы появились небесная зоология, небесная история и т. д.) и подчиняющиеся исключительно моральным целям. И тогда от регуляции и управления Землей человек естественно перейдет к регуляции всей Вселенной. Федоров предлагал, в частности, соединить все миры Вселенной двумя рядами проводников - "проводниками силы чувствующей и проводниками силы двигающей", как это происходит в организме человека (чувствующие и двигательные нервы с центром в мозге). Регуляцию всех миров-воскрешенными поколениями людей мыслитель называл также патрофикацией (от лат. pater - отец и facere - делать), или "действительным воскрешением".
Важную роль в "общем деле", согласно Федорову, призвано сыграть земледелие, понимаемое совершенно своеобразно - не в последнюю очередь как исследование природы и поиск рассеянных частиц праха отцов. "Крестьянин-пахарь", включенный в деятельность общины, в союзе с интеллигентом, а не торговец и не предприниматель оказывается главным героем "общего дела". В своеобразной общине фокусируются социальный идеал мыслителя, а также решение всех социальных вопросов: "Всесословная земледельческая община, в коей интеллигентный класс исполняет и должность наставников, с мануфактурным промыслом на зимнее время . уничтожит конкуренцию, спекуляцию, социальные смуты, революцию и даже внешние войны".
Социально-философские и философско-исторические взгляды Федорова предстают в отчетливой консервативно-патриархальной и национально-патриотической форме, увязанной все с тем же "общим делом". В духе основателей славянофильства, и даже более радикально, мыслитель отвергает практически все ценности и сам путь цивилизации к культуры Запада и в то же время некритически принимает и оправдывает практически все, связанное с Россией, включая бесправие личности, отсталость, завоевательные походы. Причины этого не только в очевидных национально-патриотических и православно-монархических взглядах Федорова, но и в его глубокой убежденности в чрезмерном несоответствии бездушного, "неродственного" Запада идеям "общего дела". Для него были просто неприемлемы "ненавистная раздельность мира и все проистекающие из нее бедствия", особенно примирение с мировым злом, со смертью отцов и неизбежностью смерти сынов.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...