1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
Страница 5

Поэтому в основной черте русского народного характера - "чувстве родства со всеми", в родовом и земледельческом быте русских, держащемся на внутреннем нравственном чувстве и "взаимознании", он видит надежду человечества. Россия - это зачаток общества по типу Троицы (Федоров надеется, что Россия еще не окончательно "объевропеилась"), а Англия - общество по типу организма, т. е. гражданское общество (по Федорову - механическое собрание "блудных сынов") в сочетании с правовым государством, превращающее людей в свободных одиночек, живущих для наживы и приобретения вещей. Максимус калининград интернет магазин балтмаксимус интернет магазин.

Лучшее, душевно спаянное общество с целью воскрешения предков он называет также психократией (греч. "власть души"), противопоставляя ему бездушное правовое государство. В этом плане для него даже Санкт-Петербург - орудие "язычества, паганизма" (Федоров называл цивилизацию "новоязычеством"), Москва же проникнута национальным духом и руководима преподобным Сергием Радонежским.

Федоров говорил о двух центрах всемирной истории - Константинополе, или Царьграде (как "Царе градов" и центре борьбы между Востоком и Западом), и Памире (как "Царе кладбищ" и как могиле праотца человечества). Объединение человечества, окончательное примирение Востока (России, греко-славянского мира) и Запада (Европы, Америки) связано с Константинополем. После этого особое значение приобретает Памир - центр воскрешения умерших, вплоть до праотца человечества. Западная Европа, в понимании Федорова, идет к падению, и для ее спасения нужно "ей признать своим центром Константинополь и мирное его освобождение".

Но главные причины падения Запада Федоров усматривал в выборе "неродственного" пути прогресса, цивилизации (как "чуждости" людей и "разрушения" добра, веры, согласия) и западной культуры (как "перерождения" от христианства к атеизму и язычеству и "вымирания" подлинной культуры). "Хотя застой есть смерть и регресс не рай, но прогресс есть истинный ад .". Ведь суть прогресса для него - это развитие отдельных личностей, меры их свободы и комфорта в ущерб старшему поколению и тем более умершим предкам, иначе говоря, отрицание самой нравственности.

Главное зло цивилизации Федоров видит не только в ее откровенной бездушности и предоставлении каждому свободы без общей цели, но и в тотальной победе вещи над человеком и человеческим, товарно-денежных отношений над нравственностью, подлинной жизнью и творчеством. Этим целям служат все конституции и все западные формы правления (республики, конституционные монархии и др.), в отличие от русского самодержавия. Все гражданские, политические и особенно "юридико-экономические" отношения Федоров определяет как "низшие" (высшие - "одни родственные отношения").

В его понимании цивилизация профанирует "сынов человеческих", превращая их в "блудных сынов"; измельчает и бесплодно растрачивает мысль и деятельность человечества, например производя промышленные товары для целей "полового подбора" или для войны. Даже такой атрибут цивилизации, как город, оценивается мыслителем, в отличие от села, негативно: это создание бродяг, забывших родство. Он предвидит, что "Лондоны и Парижи" из первых сделаются последними. А наилучший путь развитых стран (Англии и всей Европы) - превращение из промышленных в земледельческие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...