В древнерусском монашестве делается попытка преодолеть соблазн полного отрешения от мира, чему соответствует некоторое смягчение оценок плотского и отвечающий этому переход к посильной аскезе. Русская духовность, за исключением немногих ее представителей, не драматизировала взаимосвязь материального и духовного. В этом смысле содержавшиеся в "Диоптре" и "Ареопагитиках" установки на гармонизацию мировосприятия более соответствовали духу русского монашества, чем образцы жесткой аскезы.
К XV в. в древнерусской мысли заметно обозначились природоцентристские тенденции. В рукописных сборниках резко возрастает количество текстов, посвященных натурфилософской проблематике, космологии и естественно-научным знаниям. При этом интерес к физическим явлениям, к астрономическим сведениям, к физиологии человека и медицине, а также стремление к изучению математики и логики уживались с традиционными богословскими темами церковной литературы.
Ярким образцом "естествословия" той поры являются компиляции, включенные в состав книг Кирилла Белозерского (1337 - 1427), которые во второй половине XV в. вновь воспроизвел знаменитый книгописец Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин. В сферу интересов этих древнерусских мыслителей наряду с церковно-учительной, полемической, исторической и апокрифической литературой входят тексты философские, сугубо научные и прикладного характера (медицина, география, музыка и т. д.).
Цикл естественно-научных статей, повествующих об устройстве природы и мироздания, восходит к сочинениям Евстратия Никейского, опиравшегося на христианских комментаторов Аристотеля и стремившегося объяснять природные процессы преимущественно естественными причинами. Заложенные в трудах философствующего богослова XI - XII вв. элементы рационализма через переводы внедряли в древнерусскую культуру интерес к философии и в конечном счете закладывали предпосылки секуляризации.
Благодаря книгам Кирилла и Ефросина читатель знакомился с концепцией древнегреческого философа Анаксимена, объявлявшей основой мироздания воздух, из которого последовательно образуются вода, земля и огонь. Излагаемые в книгах космологические воззрения базировались на модернизированной аристотелево-птолемеевой схеме геоцентрического устройства Вселенной. В разделе "Об устроении земли" мироздание уподоблено яйцу, в котором Земле соответствует желток, воздуху - белок, а тверди небесной - скорлупа. Утверждалось также, что Земля висит в пространстве "посреди небесной праздности", и на этом основании отвергались средневековые концепции "земных опор".
Небесам в памятнике приписывается ярусное устройство. Если эти идеи могли быть заимствованы у Платона или Аристотеля, то представление о шарообразности Земли, по всей вероятности, восходит к Аристарху Самосскому, Пифагору, Пармениду. В натурфилософских фрагментах даются также сведения о размерах Земли, расстоянии до неба, говорится о причинах землетрясений, атмосферных явлений. Во многом здесь ощущается влияние "Физики" и "Метеорологики" Аристотеля. Под влиянием античной мысли возрастало внимание к тварной части мироздания.
С конца XV в. получил распространение апокрифический трактат "Галеново на Гипократа", который не укладывался в православные религиозные традиции и был прочно связан с внецерковной литературой гадательно-предсказательного плана, а также с астрологической медициной. Памятник раскрывал основы прогнозирования и из своеобразно интерпретированного античного учения о стихиях и их качествах делал вывод о зависимости человека от природы, времен года, погодных и климатических условий.
Античные представления о первоначалах мироздания развивал апокриф "Повествование о том, как сотворил Бог Адама". Творение тела первого человека, согласно апокрифу, осуществляется из дробной первоосновы. Бог собственно даже не творит, а комбинирует исходные восемь частей, которые образуют природный состав человеческого тела. Обращает на себя внимание то, что материальная природа человека рассматривается не в классическом античном варианте, поскольку вычленяются не четыре, а восемь начальных первооснов творения.
К середине XVI в. появился уникальный свод, который заключал в себе наиболее полную в то время сумму религиозно-философских текстов. Это "Великие Минеи Четьи" митрополита Макария (1481/82 - 1563). Кроме богословско-догматических и церковно-исторических текстов он включал статьи антропологического, космологического и естественно-научного содержания, которые заключали в себе массу сведений почти по всем областям знания. Среди догматически выверенных текстов из "Шестоднева" Иоанна экзарха Болгарского, Иоанна Дамаскина и других авторитетных для церкви авторов помещены также натурфилософские разделы: "От врачебных книг", "От Гипократа", "О человеческом естестве", "О философах и врачах".
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...