В XV - XVI вв. значительно расширилась география переводных сочинений профилософского типа. С западным культурным влиянием на Русь проник переведенный с немецкого энциклопедический трактат под названием "Луцидариус" ("Златой бисер"). Он содержал информацию, заимствованную у античных философов, сведения по астрономии, географии, биологии, медицине и метеорологии. Здесь содержалось изложение античного учения о четырех стихиях, отличающаяся в деталях от греческих текстов геоцентрическая космология, объясняющая движение светил и затмения. Новые веяния, которые нес с собой "Луцидариус", заключались в оккультных установках, распространявших астрологические характеристики планет на состояние людей и их деятельность.
К влиянию западной традиции относятся и переводные астрологические трактаты, на которые ополчился Максим Грек: восходящая к латинскому оригиналу "Риторика", "хитроречию учащая", и переводная с немецкого "Арифметика", без которой, по убеждению переводчика, "ни един философ, ни дохтур не может быти".
Восточное, а точнее арабо-еврейское, влияние на идейно-философскую жизнь Древней Руси проявилось в связи с духовными запросами жидовствующих. В конце XV в. появляются переведенные с еврейского трактаты "Тайная тайных" (или "Аристотелевы врата"), "Шестокрыл", "Логика жидовствующих". Первоначально написанный на арабском и переработанный Моисеем Маймонидом (1135 - 1204) трактат "Тайная тайных" включает в себя религиозно-философскую апологию "самовластия ума" (т. е. свободы воли), причем ум аллегорически уподоблен царю, который, повинуясь движениям души, управляет чувственной плотью. Натурфилософский характер носят разнообразные сведения о свойствах живой и неживой природы, медицинские рекомендации, наблюдения о соотношении строения тела и психологического склада человека. Психофизиологические рекомендации строятся на оккультных основах с учетом астрологических установок, мистики чисел и образной символики. Это типичный образец псевдоаристотелевского сочинения. От имени Аристотеля в трактате формулируются рекомендации властителю, своего рода политические наставления по организации наилучшего государственного правления. На Руси влиянием этих идей отмечено творчество Ивана Пересветова и Федора Карпова.
Из всей еретической литературы наибольшее внимание в русском обществе привлекал к себе астрономический трактат "Шестокрыл". Содержание шести глав (крыл) представляет собой календарные расчеты, к которым приложена таблица для определения положения светил. Руководствуясь этим пособием, можно было математически вычислить даты затмений. Книга покушалась на запретную для человека область, находившуюся в ведении Всевышнего. Ее идеи шли вразрез с православным учением о божественном промысле.
Одновременно с "Шестокрылом" на Руси появляется "Космография", которая как бы дополняет содержавшиеся в нем математические расчеты затмений объяснением небесной механики движения светил. Для наглядности приводится графическое воспроизведение модели круговой сферы. При этом автор ссылается на авторитеты Птолемея и Евклида (Клидаса). На основе изложенных в труде геометрических понятий дается описание строения мироздания, которое представлялось сферически упорядоченным. Вселенная воспринималась в виде ряда концентрических, расположенных друг над другом небесных сфер. В центре помещалась неподвижная Земля. Основных небесных круговых сфер насчитывается девять. Первый круг - пустое небо, на втором находятся двенадцать зодиакальных созвездий и все звезды, с третьего по девятый круг занимают планеты.
"Логика жидовствующих" - переводной логико-философский трактат конца XV в. В нем говорится, что мудрость складывается из нескольких дисциплин, включающих в себя математику, геометрию, астрономию. В понятие мудрости включается умение пользоваться логическими приемами. Логика призвана служить доказательству и поиску истины. Однако не она открывает высшую мудрость, заключающую в себе божественное. Философы владеют только частью истинной мудрости, которая даруется им Богом посредством откровения. Божественное, путем излияния своей премудрости в мир, присутствует в ученых мужах - носителях знания и пророках - носителях веры.
Указанные книги давали мало нового по сравнению с теми научными сведениями, которые содержались в "Шестодневе" Иоанна экзарха Болгарского, "Палее Толковой" и "Изборнике 1073 года" Неприятие со стороны идеологов православия вызывала их неоплатоническая составляющая, переориентировавшая мировоззрение на мистический пантеизм, астрологию и разного рода гадательно-предсказательные упражнения. Подобная мистика считалась противоречащей древнерусским традициям самоуглубления. Развитие научных, логических и философских знаний до XVII в. компенсировалось возможностями, заключенными внутри христианства, а настороженность в отношении к иноверию была преодолена только с поворотом к западной системе образования.
Смотрите также
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...