Особо нужно сказать о сходстве концепции Данилевского с исторической концепцией Освальда Шпенглера, изложенной в его фундаментальном двухтомном труде "Закат Европы" (первый том был издан в 1918 г., окончательная версия работы появилась в 1924 г.). Подобно Данилевскому Шпенглер отказывается от идеи единого линейного прогресса человечества и выделяет в мировой истории ряд самобытных культур, каждая из которых, раз испытав расцвет, утрачивает внутреннюю творческую силу, превращается в механическую "цивилизацию" и постепенно угасает. Он выделял в истории шесть самобытных культур: индийскую, китайскую, египетскую, античную, арабскую и западную ("фаустовскую"). Вывод, который делал Шпенглер относительно будущего западной культуры, также похож на вывод Данилевского (и других славянофилов): Запад уже пережил свой культурный расцвет и находится на стадии "цивилизации", когда формально-механические, внешние методы упорядочивания жизни полностью вытесняют ее внутренние, духовные, творческие начала. Однако, несмотря на все совпадения, и здесь нетрудно подметить значительное различие в характере двух историософских концепций. Шпенглер создавал свою "морфологию мировой истории" на основе "философии жизни" Ф.Ницше, поэтому по степени философской основательности и проработанности она существенно превосходит несколько поверхностную и основанную на прямолинейных биологических аналогиях теорию культурно-исторических типов Данилевского.
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...