Лев Шестов (Лев Исаакович Шварцман) родился в Киеве 31 января 1866 г. Поступив на математический факультет Московского университета, он затем перешел на юридический факультет; закончил свое юридическое образование Шестов уже в Киеве в 1889г. С 1895 г. он начинает публиковать свои философские и литературные труды. В это же время Шестов пережил тяжелую нервную болезнь, и, по-видимому, она стала для него столь же важным испытанием, раскрывшим подлинный смысл жизни, каким было пребывание на эшафоте для Достоевского. В 1898 г. выходит его первое крупное сочинение - книга "Шекспир и его критик Брандес". В 1900г. при содействии Вл. Соловьева появляется на свет вторая книга "Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше", которая делает Щестова известным. После следующей книги "Достоевский и Ницше (философия трагедии)", опубликованной впервые в журнале "Мир искусства" (1902), Шестов становится одним из самых известных и популярных представителей русской религиозной философии. Впрочем, следующая книга Шестова "Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления" (1905) была воспринята достаточно холодно и вызвала недоумение читающей публики. С 1910 по 1914гг. Шестов живет то в Москве, то в Швейцарии, в это время он углубленно изучает классическую европейскую философию и пишет большой труд, посвященный Лютеру (отдельные его части позже вошли в другие книги Шестова). В 1920г. Шестов с семьей эмигрирует и попадает в Париж, где становится профессором Русского отделения Парижского университета. В эмиграции он заканчивает и публикует книги, начатые еще в России: "Potestas clavium. Власть ключей" (1923) и "На весах Иова" (1929). В 30-е годы Шестов пишет свой итоговый труд "Афины и Иерусалим" (фр. и нем. издание - 1938, русское - 1951) и книгу "Киркегард и экзистенциальная философия" (фр. издание - 1938, русское - 1939). Умер Шестов 20 ноября 1938г.
Шестов стоит особняком в том поколении мыслителей, которые приняли наследство Вл. Соловьева и продолжили поиски нового мировоззрения, связанного с новой, только еще наступающей эпохой. Хотя философия Соловьева в очень сильной степени повлияла на Шестова, в своем развитии он пошел по совершенно иному пути в сравнении с тем, что был намечен творцом "философии всеединства". Более того, в зрелые годы, в работе "Умозрение и Апокалипсис", Шестов подверг Соловьева резкой критике, причислив его взгляды к той же самой традиции "отвлеченных начал", с которой тот так упорно боролся. Не вызывает никаких сомнений, что решающее влияние на формирование взглядов Шестова оказал Ницше, причем в своем творчестве Шестов использовал не только содержание философии Ницше, но и форму его сочинений. Еще одним важнейшим вектором влияния для Шестова стали идеи Достоевского. Именно Шестов в максимальной степени воспринял и развил экзистенциальную составляющую мировоззрения Достоевского и стал одним из первых представителей экзистенциальной философии XX в.
В первой своей крупной работе "Шекспир и его критик Брандес" Шестов ясно формулирует основную дилемму, вокруг которой будут концентрироваться все его последующие размышления. Он рассматривает трагическую случайность: человек шел по улице, и ему на голову упал кирпич и сделал его калекой, разрушил всю его жизнь. Каждый, кто узнает об этом событии, скажет: человека, конечно, жалко, но ничего поделать нельзя, так уж устроен мир, камни всегда падают и будут падать, не считаясь с желаниями и надеждами людей, и нужно с этим смириться. Правильно ли это воззрение? - задается вопросом Шестов. - Можно ли считать закон падения камня более существенным и важным, чем жизнь человека?
Основной смысл его первого сочинения заключен в доказательстве того, что указанная точка зрения, восторжествовавшая в нашем отношении к бытию и использующая для своего обоснования всю мощь современной науки, не является единственно возможной, что ей противостоит гораздо более глубокий подход к жизни, и только в рамках этого второго подхода можно увидеть истинно главное в человеке, не превращая его в механизм, подчиненный всеобщим законам природы. Этот подход Шестов находит в творчестве Шекспира.
Традиционные интерпретации творчества Шекспира усматривают смысл его трагедий в пропаганде определенных абстрактных идей и моральных принципов, художественными доказательствами которых выступают судьбы его героев. Шестов, напротив, убежден, что Шекспир вовсе не хотел что-то доказать своим читателям и зрителям, в чем-то убедить их. Главная цель его творчества - попытаться изобразить живых людей, выразить тот загадочный смысл, который содержится в самой жизни, еще не "разъятой" на части абстрактным рассуждением и анализом. Шекспир через образы своих главных героев демонстрирует абсолютное противостояние "живой жизни" (слова Достоевского) в ее непосредственной и бесконечной полноте и внутренней осмысленности и абстрактных постулатов и идей, которые, внедряясь в человеческое сознание и обретая господство над человеком, убивают его неповторимость, сводят его индивидуальное существование к бессмысленной случайности, не имеющей значения на фоне всеобщих закономерностей. Особенно наглядно, по мнению Шестова, это противостояние жизни и абстрактных принципов Шекспир демонстрирует в историях Гамлета и Макбета. Трагедия Гамлета - это трагедия человека, душа которого полностью попала во власть абстрактных принципов и который в силу этого ведет к гибели и себя самого, и близких ему людей. "Актер оживил Гекубу, - пишет Шестов, - Гамлет умерщвляет живую красавицу (Офелию. - И.Е.). Это искусство - его достояние, его проклятие. Источник его - все та же приниженная мышлением жизнь".
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...