В своем раннем творчестве Шестов главное внимание обращал на непосредственность жизни и на ее источник - "царство Абсурда", царство бесконечных, непредсказуемых возможностей, которое человек открывал в своем экзистенциальном опыте и в котором он находил основу для веры в свое будущее, в свою способность через творческое дерзание преобразить себя самого и свой мир. В поздних своих трудах Шестов над царством Абсурда помещает Бога; человек при этом оказывается как бы "между" царством Абсурда и Богом, в той промежуточной сфере, где человеческая жизнь, личная история каждого из нас "выкристаллизовывается" из всех возможностей Абсурда с помощью мертвящей способности разума. В экзистенциальном опыте отчаяние и ужас "расплавляют" на мгновение необходимость, и мы обнаруживаем подлинную подоснову нашей жизни и нашей судьбы - Абсурд. Но, как полагает теперь Шестов, человек сам не способен справиться с океаном возможностей, открывающихся ему в Абсурде, ему необходимо "движение веры", упование на Бога, на его способность выбрать ту возможность, о которой мечтает человек. Именно Бог выступает всемогущим "хозяином" Абсурда и, значит, всевластным распорядителем судьбы человека.
Смотрите также
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...