Гносеология интуитивизма
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философская система Н. Лосского / Гносеология интуитивизма
Страница 1

Николай Онуфриевич Лосский родился 6 декабря 1870 г. в местечке Креслевка Витебской губернии (сейчас это г. Креслева, Латвия), его отец был обедневшим представителем польского дворянского рода. В 1881 г. Лосский поступил в классическую гимназию в Витебске; за приверженность атеистическим и социалистическим идеям в 1887 г. он был исключен из гимназии без права поступления в другие учебные заведения. Тем не менее, благодаря хлопотам друзей его семьи, ему разрешают поступить в Петербургский университет. В 1891-1894 гг. он учится на физико-математическом факультете, а с 1894 г. - на историко-филологическом, где слушает лекции А. Введенского, кантианские взгляды которого в значительной степени стимулировали его занятия гносеологией. В 1896г. Лосский знакомится с Вл. Соловьевым; который заказал Лосскому переводы небольших трактатов Канта. В 1901-1903 гг. он совершает научную поездку в Германию, где стажируется под руководством известных немецких философов и психологов. В 1903 г., по возвращении из Германии в Петербург, Лосский защищает магистерскую диссертацию "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", в которой приступает к разработке интуитивистской теории познания; ее подробное изложение было осуществлено в первой из известных работ Лосского "Обоснования интуитивизма" (первое издание вышло под заглавием "Обоснование мистического эмпиризма" в 1904-1905 гг., затем последовали еще два отдельных издания в 1906 г. и 1908 г.). Эта работа стала важнейшей вехой в развитии русской философии начала XX в., стимулировав интерес к новым формам гносеологии. С 1907 г. Лосский начинает преподавательскую деятельность в Петербургском университете и продолжает ее до 1921 г., когда он был уволен из университета за идеалистические взгляды. Свои оригинальные гносеологические идеи Лосский продолжил развивать в книге "Введение в философию" (1911) и в сборнике статей "Основные вопросы гносеологии" (1919). Одновременно он приступает к построению на основе гносеологии интуитивизма своеобразной метафизической системы, названной им конкретным идеал-реализмом. Ее первый очерк был выполнен в книге "Мир как органическое целое" (1915). К числу важнейших творческих свершений Лосского в этот период необходимо отнести и выполненный им новый русский перевод "Критики чистого разума" Канта (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий главного труда великого немецкого философа.

В 1922 г. Лосский вместе с другими известными деятелями русской культуры был выслан из России. До 1942 г. он живет в Праге, где становится профессором Русского университета. После оккупации Чехословакии немецкими войсками он потерял работу и был вынужден переехать в Братиславу, где в 1942-1945 гг. преподает в Братиславском университете. После вступления в Братиславу Советской армии Лосский на некоторое время перебирается во Францию, а в 1946 г. уезжает к своему сыну в США. В 1947-1950 гг. он преподает в. Духовной академии Св. Владимира в Нью-Йорке. В эмиграции Лосский продолжал активную творческую деятельность. Наиболее полное изложение своей философской системы он дал в книге "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция" (1938). Несколько крупных трудов он посвятил этике: "О свободе воле" (1927), "Ценность и бытие. Царство Божие как основа ценностей" (1931), "Бог и мировое зло. Основы теодицеи" (1941) и "Условия абсолютного добра. Основы этики" (1949). Широкую известность получили его книги "История русской философии (1951, на английском языке) и "Достоевский и его христианское миропонимание" (завершена в 1939, первая публикация - 1944, на словацком языке). Уже в наши дни, в 1998 г., было впервые опубликовано главное эстетическое сочинение Лосского "Мир как осуществление красоты. Основы эстетики", написанное в конце 30-х - начале 40-х годов и хранившееся в архиве Института славянских исследований в Париже. Умер Лосский в Париже 24 января 1965 г.

Лосский был одним из самых плодовитых и известных в России и в Европе русских философов первой половины XX в. Несколько его важнейших трудов были изданы в переводах на европейские языки. Однако широкая известность Лосского в большей степени была связана с ясностью и популярностью изложения им своих идей, чем с их глубиной. Во многих его трудах основное место занимает виртуозная критика чужих воззрений, и в этой части Лосский демонстрирует поистине энциклопедическое знание классических и современных систем, однако позитивное изложение им своих собственных взглядов выглядит значительно более бедным и поверхностным. Тем не менее первые работы Лосского, особенно его книга "Обоснование интуитивизма", сыграли большую роль в развитии русской философской мысли, поскольку в них были очень ясно выражены и переработаны в соответствии с традициями русской философии самые современные идеи западных гносеологических концепций. Кроме того, нужно отметить, что Лосский стал одним из немногих русских мыслителей, построившим строгую и законченную философскую систему, включающую все основные разделы - гносеологию, онтологию, этику, аксиологию (науку о ценностях), социальную философию, эстетику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...