В основной части своей системы, связанной с представлением о мире как системе субстанций (субстанциальных деятелей), Лосский очень последовательно развивает ту метафизическую конструкцию, которая возникла в трудах А. Козлова и Л. Лопатина (Лосский был лично знаком с Козловым, и идеи последнего оказали на него существенное влияние). Однако, оценивая значение творческой деятельности Лосского в развитии русской философии, приходится признать в качестве наиболее значимой и важной не эту (более известную) часть его воззрений, а ту, в которой он развивает новый подход к решению основных гносеологических проблем. В отношении этой части также можно говорить о преемственности между взглядами Лосского и взглядами его предшественников-лейбницеанцев. Но в гораздо большей степени здесь просматривается влияние философских идей современных ему западных мыслителей: А. Бергсона, Э. Гуссерля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, В. Шуппе, И. Ремке и др.
Как все русские философы, занимавшиеся проблемами гносеологии, Лосский начинает свое исследование с критики двух главных направлений в развитии классической европейской философии - эмпиризма и рационализма. Несмотря на все их различие, Лосский обнаруживает в их основе одно и то же "догматическое" основание, которое не позволяет им правильно разрешить проблемы теории познания. Это основание - представление о принципиальной (онтологической) обособленности субъекта и объекта познания. Соответственно истинная гносеология, избегающая всех противоречий, в которых запутываются эмпиризм и рационализм, должна отвергнуть это "догматическое" основание и исходить из тезиса об имманентности объекта познания субъекту, его сознанию. "Гносеология должна . в учении о знании внешнего мира отказаться от противоречивого представления о том, что знание есть процесс трансцендентный по своему происхождению или значению. Иными словами, она должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой субъект и объект обособлены друг от друга так, что объект находится за пределами процесса знания и посылает в сферу этого процесса только свои действия или свои копии, прирожденные субъекту. Она должна снять перегородки между субъектом и объектом, признать их первоначальное единство и в этом смысле примирить их друг с другом". Как полагает Лосский, впервые такую форму гносеологии попытался построить Кант, однако он не смог провести принцип имманентности объекта процессу познания достаточно последовательно. У него объект знания не столько присутствует в сознании и в процессе познания как независимая от субъекта реальность, сколько конструируется самим сознанием. Подлинная реальность, реальность "вещей в себе", остается в кантовской гносеологии вне акта познания.
Более точно "догматическое" основание эмпиризма и рационализма (в некоторой степени также и кантовской теории познания) заключается в трех постулатах: 1) объект и субъект ("я" и "не-я") являются различными формами реального бытия и обособлены друг от друга; 2) процесс познания начинается с воздействия объекта на субъект; 3) знание субъекта об объекте слагается из субъективных образов, возникающих в сознании субъекта и только опосредованно относящихся к объекту. Первые два постулата Лосский считает совершенно неверными и предлагает безоговорочно отказаться от них. Исходным тезисом развиваемой им гносеологии является предположение о том, что объект непосредственно имманентен сознанию субъекта, и для начала познания не нужно никакого "взаимодействия" объекта и субъекта. Однако в отношении третьего постулата традиционных гносеологических учений он высказывается не столь прямолинейно, здесь необходим более глубокий анализ, поскольку различие знания об объекте от бытия этого объекта все-таки является неиллюзорным и требует объяснения в любой теории познания.
Для прояснения этого момента Лосский предлагает обратить внимание на те познавательные ситуации, в которых мы воспринимаем свои собственные внутренние состояния, например, гнев, боль и т. п. В этих случаях нет никаких сомнений в том, что "объект", действительно, присутствует в своем собственном бытии в акте познания, а не порождает какой-то "образ". Однако очевидно, что и здесь "объект" и знание о нем различаются между собой, поскольку испытывать гнев или боль и осознать их как свои собственные состояния - это все-таки разные процессы во внутреннем мире личности. Элементарный анализ этого различия приводит Лосского к простому и естественному определению: знание внутренних состояний отличается от их простого присутствия тем, что при этом производится их выделение и обособление за счет сравнения с другими (возможными или прошлыми) состояниями.
Этот вывод, который, по собственному признанию Лосского, не является новым и присутствует во многих теориях познания, он переносит на все акты познания, в том числе на те, в которых мы познаем "внешние" объекты. В результате, считает Лосский, тезис о том, что объект имманентен акту познания, не приводит к отрицанию активной роли субъекта в познании и отождествлению знания об объекте с его бытием. Объект непосредственно в своем бытии дан субъекту, однако в акте познания субъект осуществляет некоторые процедуры сравнения и различения, которые и приводят к формированию знания. "Исследуя свойства познавательного процесса, - пишет Лосский, - мы нашли, что объект знания имманентен процессу знания: он есть сама жизнь, сама действительность, присутствующая в акте знания, переживаемая в нем. Но этого мало: сама по себе жизнь еще не есть знание, она становится знанием благодаря некоторому дополнительному процессу сравнивания. Следовательно, знание есть переживание, сравненное с другими переживаниями". Пока указанный процесс сравнения не осуществлен, все элементы жизни, бытия, данные в непосредственном сознании, остаются "бесформенными", "темными", "бессознательными" (т. е. неопознанными); процесс познания и заключается в обособлении и все большем дифференцировании, конкретизации отдельных элементов бытия. Соответственно истина об объекте (об элементе бытия, данном в непосредственном сознании) - это результат процесса сравнения, т. е. тот же самый объект, но доведенный до предельно дифференцированного, конкретного вида.
Смотрите также
Две особенности русского марксизма
...
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...