Вся эта гносеологическая конструкция требует отказа от традиционного (как наивно-реалистического, так и идеалистического) понимания соотношения "я" и "не-я", личности и мира. "Я" и "не-я" здесь невозможно представлять в качестве четко обособленных сфер, они, условно говоря, "соприсутствуют" в каждом элементе познаваемой реальности как соответственно "акт" и "материал" познания. В первых своих работах, посвященных разработке новой теории познания, Лоеский не углубляется в этот вопрос, поскольку он предполагает построение сложной онтологической системы. Однако уже здесь он указывает на тот основополагающий метафизический принцип, из которого необходимо исходить при этом; его можно выразить лаконичным тезисом "все во всем", или "все имманентно всему" (по существу, это есть принцип всеединства). Все элементы бытия, как бы мы ни понимали их, должны рассматриваться как причастные друг другу, имманентные друг другу. Только при таком предположении акт познания человеческой личностью любого элемента бытия может быть понят как реальное, "бытийное" присутствие этого элемента в сознании человека. Одновременно происходит радикальное изменение и самого понятия "сознание", в результате чего возникает необходимость проводить различие между сознанием как таковым и индивидуальным сознанием личности. Первое из них оказывается некоторой формой "взаимосвязи" всех элементов бытия, формой их тождества друг с другом. "Сознава-ние, - пишет Лосский в главной своей работе, - есть деятельность субъекта, способная вывести его за пределы его индивидуальности. Сознание, как целое, содержащее в себе субъект и объект, принадлежащий к области "данного мне", есть нечто сверхиндивидуальное, объемлющее, по крайней мере, две, а то и более индивидуальности". Впрочем, явно наличное в каждом из нас актуальное сознание есть уже выявленное тождество одного элемента бытия (субъекта) с другим (объектом), и оно, в свою очередь, предполагает более глубокую объективную онтологическую связность бытия: "Это первичное трансцендирование индивидуума за пределы себя, связующее его со всем миром, есть не сознание, но что-то более первичное и более глубоко он-тологичное, чем сознание; это первичное существование всех элементов мира для меня; оно есть условие возможности развития сознания и может быть названо предсознанием". Для обозначения этой первичной онтологической связи объекта и субъекта Лосский также использует понятие гносеологической координации. В этой составляющей своих философских построений Лосский продолжает развивать идею "соборного" сознания, характерную для многих русских философов, однако он придает этой идее явный онтологический акцент, подразумевая в ней не столько единство всех человеческих личностей, сколько единство всех элементов бытия.
Лосский называет свою гносеологическую концепцию мистическим, или универсалистическим, эмпиризмом. Это связано с тем, что, как и в эмпиризме, он полагает источником знания непосредственное "вхождение" в сознание самих объектов познания, их непосредственное, "опытное" схватывание. Сама непосредственная данность бытия в сознании определяется им как интуиция, это ведет к еще одному наиболее известному обозначению его теории познания как интуитивизма. При этом в отличие от наивного эмпиризма, полагающего, что опыт ограничен сферой чувственности и что нам доступны только "близкие" к нам объекты, Лосский утверждает, что мы непосредственно обладаем в сознании очень разными по онтологическому статусу объектами, а если иметь в виду "реальное", мировое бытие, - то всеми его элементами, вне зависимости от их пространственно-временных характеристик (отсюда следует возможность ясновидения, "мистического" восприятия объектов, удаленных от человека в пространстве и времени).
Более того, объектом интуиции может быть не только то, что традиционно воспринимается как объект чувственного познания ("реальное" бытие), но также нечувственные (сверхчувственные) элементы бытия. Например, восприятие математического доказательства, по Лосскому, ничем не отличается от процесса восприятия какого-либо природного процесса. Разница только в том, что в одном случае объект является реальным (материальным), а в другом - идеальным. Наконец, объектом интуитивного восприятия, объектом непосредственного сознания может стать и абсолютное начало мира, Бог (эту идею Лосский заимствует у Козлова, который высказал ее в статье "Сознание Бога и знание о Боге"). Это в совокупности и приводит Лосского к выделению трех форм интуиции: чувственной, интеллектуальной и мистической.
Их смысл непосредственно соотносится с пониманием соответствующих уровней бытия. Главный признак материального бытия - его причастность пространству и времени; наоборот, идеальное бытие полностью лишено этих характеристик. Идеальное бытие в системе Лосского имеет две "разновидности": одна - это отвлеченно-идеальное бытие, в которое входят, например, математические объекты и идеальные образы вещей и явлений, вторая - это конкретно-идеальное бытие, включающее совокупность тех индивидуальных духовных сущностей (субстанций, субстанциальных деятелей), проявлениями которых выступает все материальное бытие (подробнее об этой стороне философии Лосского речь пойдет ниже). Наконец, над идеальным бытием возвышается абсолютное начало бытия, Бог, который является творцом всей совокупности свободных духовных сущностей, но который сам не входит в их состав. Принципиальное различие, устанавливаемое Лосским меду Богом и совокупностью духовных существ, заключается в том, что все субстанции конечны, в то время как Бог является бесконечным существом.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...