Петр Бернгардович Струве (1870-1944) был многосторонней личностью, обладал энциклопедическими познаниями в самых различных науках (экономика, социология, история, философия, лингвистика и т. д.) и особенно прославился в русском обществе конца XIX - начала XX века как публицист и политический деятель - сначала как яркий представитель социал-демократического движения, а затем как один из лидеров Конституционно-демократической партии.
В 1889г. Струве поступает на естественный факультет С.-Петербургского университета, однако через год переходит на юридический факультет, который заканчивает в 1895г. В 1913г. в Петербургском университете он защищает магистерскую, а в 1917 г. в Киевском университете - докторскую диссертацию. В 1906-1917 гг. Струве преподает политэкономию в С.-Петербургском политехническом институте и на Бестужевских женских курсах, однако даже в этот период его невозможно назвать представителем академической науки. Основные усилия Струве на протяжении всей своей жизни направляет на публицистическую и политическую деятельность. В 90-е годы XIX в. он становится одним из самых известных представителей "легального марксизма" в России, руководит марксистскими журналами "Новое слово" и "Начало". В 1894г. издает написанную с марксистских позиций книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России".
В самые первые годы XX в. Струве порывает с марксизмом и с социал-демократическим движением и переходит на позиции либерализма. Находясь за границей, он редактирует журнал "Освобождение" и участвует в организации "Союза освобождения" (1904) и партии кадетов (1905). В 1905 г. в разгар революционных событий Струве возвращается в Россию и вскоре избирается депутатом II Государственной Думы (1907). В 1906 г. он становится владельцем и редактором журнала "Русская мысль", который превращается в главный орган либеральной мысли. В 1911г. выходит из печати самая значительная книга Струве, сборник статей и очерков "Patriotica. Политика, культура, религия, социализм". В период Февральской революции 1917г. Струве поддерживает Временное правительство и даже становится директором экономического департамента Министерства иностранных дел. После Октябрьской революции он активно участвует в белом движении (в частности, он был членом правительства Врангеля). Оказавшись в 1920 г. в эмиграции, Струве продолжает все свои силы отдавать политической деятельности, направленной против большевистского режима в России. Только в 1928-1942 гг., проживая в Белграде, Струве возвращается к научным занятиям, пишет труды по русской истории, экономике, философии. Два последних года жизни он провел в Париже в нужде и лишениях.
Струве трудно назвать глубоким и оригинальным мыслителем, за всю свою жизнь он не опубликовал ни одного достаточно большого сочинения по философии (в последние годы он работал над книгой "Система критической философии", однако ее рукопись пропала во время войны). Тем не менее роль Струве в развитии русской философии начала XX в. весьма значительна и схожа с ролью таких знаковых фигур в нашей истории, как П. Чаадаев, А. Герцен, В. Белинский и др. Как и все они, Струве оказывал на своих современников влияние не столько философскими трудами, сколько самой своей личностью, своей активной позицией в общественных дискуссиях о путях развития России и всей мировой цивилизации, о сущности культуры, о роли религии и философии в культуре. Особенно нужно отметить роль Струве в том переходе "от марксизма к идеализму", который проделали многие самые известные русские философы XX в. (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, И. Ильин и др.). Именно он ясно обозначил смысл этого движения, став одним из инициаторов издания сборника "Проблемы идеализма" (1902), а чуть позже и сборника "Вехи" (1909). Как вспоминал в конце жизни С. Франк, более 50 лет остававшийся ближайшим другом Струве, именно Струве впервые в начале века, наперекор традиции, господствовавшей в академической философии (как идеалистического, так и позитивистского толка), не говоря уже о марксистской литературе, стал постоянно употреблять в положительном смысле термины "мистический", "божественный", "религиозный". При этом он критически относился к исканиям круга Мережковского и к идее "нового религиозного сознания", полагая, что их решение проблемы синтеза религии и культуры, религии и "общественности" является слишком поверхностным, слишком сильно обусловлено традиционным политическим радикализмом русской интеллигенции. В противоположность этому Струве полагал, что плодотворное развитие культуры и государственности может основываться только на идее личной ответственности человека, идее духовной самодисциплины, на осознании личностью незыблемых ценностей и служении этим ценностям.
Смотрите также
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...