Важнейшая тема "Вех" - попытка понять сущность русской интеллигенции, ее роль в революционных событиях 1905-1907 гг. и ее грядущую историческую судьбу. В своей статье "Интеллигенция и революция" Струве различает "форму" русской интеллигенции и ее "содержание" (форму и содержание ее роли в истории России). "Идейной формой русской интеллигенции, - пишет он, - является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему". Содержание этого "отщепенства" менялось и могло быть как позитивным, так и негативным - от плодотворного стремления к изменению несправедливого, не способствующего развитию нации государственного устройства до нигилистического требования к уничтожению государства как такового (в анархизме и в учении Л. Толстого). Революцию 1905 г. Струве оценивал как уникальный случай соединения интеллигенции с народом. Однако вместо того, чтобы укрепить это соединение в рамках мирного развития, интеллигенция впала в крайность политического радикализма и тем самым полностью дискредитировала себя. Подобно всем другим авторам сборника "Вехи" Струве призывает русскую интеллигенцию пересмотреть свое мировоззрение, расстаться с "безрелигиозным отщепенством от государства" и перейти к идеологии, основанной на идее личной ответственности, религиозного восприятия действительности (в особенности, государства), здорового, духовного национализма и патриотизма. В результате этого интеллигенция смогла бы достойно выполнить свое предназначение: стать выразительницей народных устремлений и заставить отжившую свой век власть измениться, чтобы прийти в соответствие с целями развития нации.
Несколько идеализированное представление Струве о сути революции 1905 г. и об открывшихся в эту эпоху возможностях "согласия" народа и власти привели к тому, что в эмиграции он неуклонно защищал точку зрения, в согласии с которой Октябрьская революция и победа большевиков в России не были ничем обусловлены в мировоззрении и устремлениях народа, были "случайными" событиями, нарушившими естественный ход истории и вызванными исключительно влиянием западных революционных учений, неправильно понятых в России. Эту позицию активно оспаривали другие представители русской эмиграции - С. Франк, Н. Бердяев, Л. Карсавин и др.; пожалуй, только И. Ильин в оценке причин революции был близок к Струве.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что значение Струве в истории русской философской и общественно-политической мысли заключалось не столько в том, что он создавал какие-то законченные концепции, сколько в его способности остро поставить те или иные проблемы, дискуссии вокруг которых помогали его сторонникам и оппонентам развивать цельные и оригинальные системы идей. Так, поставленная Струве проблема соотношения внешнего устроения общества и внутреннего совершенствования составляющих его личностей ради движения к общественному идеалу стала важнейшей темой социальной философии П. Новгородцева. Эта же тема, понятая в этическом плане, как диалектика внешних и внутренних форм борьбы со злом в мире и в человеке, повлияла на оригинальные построения И. Ил
Смотрите также
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...