Философские идеи П. Струве
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Этика и социальная философия П. Струве, П. Новгородцева и Б. Вышеславцева / Философские идеи П. Струве
Страница 4

В противоположность этой, марксистской, позиции сам Струве считает главным фактором несовершенства общества не неправильность его внешних форм, но внутреннее несовершенство самих людей. С этой точки зрения он очень тонко критикует моральное учение Л. Толстого, указывая на его главное противоречие: хотя Толстой правильно говорит о необходимости морального совершенствования отдельной личности, сам процесс этого совершенствования он сводит к изменению (разрушению) "неправильных" форм общественной жизни (см. об этом в разделе 5.1). В дальнейшем эти мысли разовьет и превратит в целое учение о "сопротивлении зле силою" один из талантливых последователей Струве И. Ильин. "Коренное" зло нашей жизни таится не во внешних формах бытия человека, а в его душе, поэтому главным фактором развития общества в направлении все большего совершенства является внутреннее моральное и культурное развитие отдельных личностей. "Так же, как "Царство Божие внутри вас есть", -пишет Струве, - так и Царство Дьявола или зло внутри нас в органическом смысле. Это значит: преодолено зло может быть не простой проповедью, а сложным, многообразным действием, проникающим всю жизнь и укрепляющим всего человека . Когда я понял это . я перестал быть социалистом в обычном смысле, т. е. перестал верить в решающую силу "внешнего устроения" человеческой жизни, на основе ли проповеди или насилия". При этом Струве не отвергает и значения внешних форм, но эти формы должны изменяться таким образом, чтобы во все большей степени соответствовать духовному развитию людей и стимулировать это развитие. Отсюда естественно следовало, что единственной приемлемой политической идеологией для Струве был либерализм с его приоритетом личности и идеей служения государства целям духовного совершенствования личности. Автомобиль противооткатный упор каталог противооткатные упоры partex-zavod.ru.

Впрочем, в этом моменте ярко проявилась своеобразность социальной философии Струве. Близость к классическому западному либерализму можно заметить только в его первых работах, обозначивших переход от марксизма к персоналистической метафизике. В конечном счете Струве отверг представление классического либерализма о том, что государство нужно только для того, чтобы обеспечивать свободу и спокойствие бытия отдельных личностей; такое понимание государства слишком расходилось с характерным для русской философии представлением о "священном" статусе государства. Называя свою политическую идеологию "консервативным либерализмом" и подчеркивая ее отличие от традиционного западного либерализма, Струве утверждает, что государство мистично, т. е. не только обладает самостоятельной сущностью и самостоятельными целями, несводимыми к целям обеспечения свободы личности и, вообще говоря, недоступными окончательному рациональному постижению, но и в определенном смысле превосходит личность в своем метафизическом статусе. Одной из важнейших добродетелей личности и одной из главных целей ее совершенствования является осознание мистической, религиозной сути государства, что выражается в беспрекословной готовности отдать свою жизнь за государство ради его существования и могущества. Политическая идеология Струве оказывается основанной на парадоксальном соединении "либерализма" и "империализма", идеи абсолютного значения отдельной личности и идеи священного, мистического значения государства и его могущества. Как пишет Струве, "государство есть "организм", который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины, основному условию государственной мощи . Идеал государственной мощи и идея дисциплины народного труда - вместе с идеей права и прав - должны образовать железный инвентарь . нового политического и культурного сознания русского человека".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...