Франк, как и Соловьев, утверждает, что в акте мистической интуиции нам за конкретным, частным объектом или явлением открывается абсолютное бытие, абсолютное всеединство. При этом он согласен с тем, что абсолютное всеединство, обнаруживаемое мистической интуицией, превосходит по богатству своего содержания содержание непосредственно данного бытия. Однако это лишь на первый взгляд приводит к умалению значения частного и конечного (предметного) бытия на фоне бытия абсолютного. Указанное "богатство содержания" нельзя понимать как некое законченное целое, "предвосхищающее" то конкретное и ограниченное бытие, которое дается человеку в его опыте. Именно в последнем смысле понимал сущее и его отношение к бытию Соловьев. Несмотря на то, что он резко выступал против "средневекового миросозерцания", противопоставлявшего земное бытие и бытие божественное, человека и Бога, сам он не до конца преодолел это противопоставление. Хотя бытие существует в сущем, благодаря сущему и в единстве с ним, акт мистического единения с сущим осуществляется независимо от акта восприятия бытия. Соловьев принципиально различает эти два акта и полагает первый из них реальной основой и источником второго.
У Франка никаких двух независимых актов нет; есть единый акт интуиции, акт "живого знания", акт соединения сознания с бытием, в котором лишь условно можно выделить два относительно независимых момента: отвлеченное знание, дающее частное содержание опыта и мышления, и мистическое восприятие бесконечно богатого (еще не завершенного, еще не ставшего) содержания всеединства. Для Соловьева бытие, реальность вокруг нас - это как бы прозрачная пелена, за которой мы угадываем Абсолют, Сущее. Для Франка каждый элемент бытия - это распахнутое "окно", через которое мы видим свет, идущий от Абсолюта. Или, еще точнее, каждый элемент бытия - это источник света, Абсолют же - сам свет, истекающий из этих частных и ограниченных источников и связующий их. Акт живого знания заключается при этом в умении не только видеть "источники" света, но почувствовать всецелую пронизанность бытия светом.
Мистицизм Соловьева в некотором смысле возрождает призрак идеализма. Вместо оппозиции "материальное-идеальное" в нем возникает оппозиция "реальное (материальное и идеальное)-сверхреальное". Этот мистицизм воспринимает окружающее человека бытие только как символ сверхреального начала; в этом смысле мироощущение Соловьева мы ранее называли мистическим символизмом, приемлющим мир только относительно, только в меру его принадлежности к высшей, мистической реальности (см. раздел 6.5). В нем кроется своеобразная "боязнь" реального бытия, страх перед реальной жизнью, перед тягостным и долгим процессом его "перестройки" и "возвышения". В противоположность этому мистицизм Франка - это мистический реализм, приемлющий весь мир и все в мире, но не ограничивающийся простым принятием данного, а требующий углубления в каждый элемент мира ради усмотрения в нем Абсолюта, всей полноты бытия (в трансцендентно-имманентном акте живого знания).
Формулируя важнейшие положения своего мистического реализма, Франк сознательно включает его в давнюю мистическую традицию, идущую от досократиков и Плотина к Николаю Кузанскому, Дж. Бруно и Якобу Бёме и позже преломившуюся в философских системах Фихте и Шеллинга. Но самое неожиданное, что ключевым представителем в развитии этой мистической традиции Франк считает Спинозу, который в традиционных изложениях истории философии всегда выступал символом крайнего рационализма. Доказательству этого парадоксального утверждения о мистическом характере философии Спинозы была посвящена статья "Учение Спинозы об атрибутах", в которой Франк впервые дал ясное выражение главного принципа своей будущей книги, посвященной анализу отвлеченного познания. Как пишет Франк, "Спиноза искал знания, которое не было бы оторвано от вещей, а как бы обнимало сами вещи и сводилось к погружению личности в само бытие; и по сравнению с этим знанием всякое познание на основе рассуждений и отвлеченных понятий есть только вера, ибо оно не владеет самими вещами и лишь отдаленно указует на них . Идеал знания есть переживание конкретной полноты реальности, а не фиксирование отдельных отвлеченных черт в ее содержании". Основой всей системы Спинозы Франк считает принцип "гносеологического монизма", признающий исходное абсолютное тождество субъекта и объекта; причем в отличие от гносеологического монизма немецкой философии, полагающего в основу понятие сознания, монизм Спинозы является реализмом: "Спиноза мыслит гносеологический монизм через расширенное понятие бытия". Принимая этот принцип, Франк отвергает первичность гносеологии по отношению к онтологии (что было характерно для немецкой классической философии) и возвращается к древней традиции, в которой онтология рассматривалась как важнейшая часть философии.
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...