2. Родоначальники славянофильства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия славянофилов / 2. Родоначальники славянофильства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский
Страница 10

Киреевский дал лишь самые общие подходы к пониманию этих начал. Ключевым признаком новой философии выступает для него принцип целостности, понимаемый в различных аспектах. В плане гносеологическом он проявляется в синтезе познавательных способностей человека и поэтому "не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести, но обнимает всю цельность человека". При этом не форма мысли диктует "сосредоточение" познавательных способностей человека, но из "умственной цельности исходит тот смысл, который дает настоящее разумение мысли". Реализация на практике этого принципа снимает противостояние между верой и разумом, религией и философией. Целостность имеет и социологический аспект рассмотрения, ибо "собрание ума к высшему единству" дает возможность индивиду, опираясь на это качественно преобразованное сознание, по-новому строить "направление своей жизни". Осуждая индивидуализм, Киреевский был убежден, что все существенное "в душе человека вырастает в нем только общественно". "Личная отдельность" разрушает единство социума, на первый план выходят эгоистические, утилитарные интересы людей. В этих условиях, по мнению философа, согласованная "деятельность ко благу всех" становится невозможной, поэтому и западный человек "раздробляет свою жизнь на отдельные стремления". В России же, хотя и произошло отклонение от правильного развития "совокупного духа", сохраняются потенциальные возможности достижения "общественной цельности", ибо в ней личное самоутверждение связывается не с "самородной особенностью", но с правильным "выражением основного духа общества". Общественная целостность, считал Киреевский, не предполагает усреднения человеческой личности, так как она рождается "из живого взаимодействия убеждений, разнообразно, но единомысленно стремящихся к одной цели".

Социологический анализ целостности предполагает также новое качественное единство церкви и мира, которые в современных условиях все более обособляются друг от друга. Поскольку в церкви "два элемента - божественный и человеческий", постольку в ней наряду с неизменной сущностью находится и изменяющая форма "осознания этой вечной истины". Киреевский утверждал, что он исповедует "церковь развивающуюся". Западные вероисповедания, встав на путь церковного раскола, исказили сущностную основу христианства, сохраненную православием. Однако восточное христианство, сосредоточившись на "сохранении истины", не дало ей "полноты наружного развития". Для соединения христианства с жизнью необходимо, по Киреевскому, восстановление единства церкви, при этом речь идет не о формальном объединении, а о приобретении ею нового "духовно-нравственного облика". Нужен и синтез христианских начал с современной образованностью, который приведет к "живым убеждениям", реализуемым в социальной сфере.

Важной чертой новой философии для Киреевского выступает принцип иерархизма, также имеющий различные аспекты рассмотрения. В гносеологической сфере реализация данного принципа предполагает, что в умственной жизни человечества "божественная истина должна подчинить себе внешний разум, должна господствовать над ним . Она должна в общем сознании стоять выше других истин, как начало властвующее, проникая весь объем просвещения". Исходя из этого положения устанавливается субординация между верующим разумом и естественным разумом. Первый дает ключ к пониманию второго и позволяет наглядно видеть его "ограниченность и вместе относительную истинность". Следовательно, ложные выводы западноевропейской философии проистекают от притязаний "рационального мышления на высшее и полное познание". Если же оно осознает "свою ограниченность" и увидит в себе лишь одно из орудии познания, притом отнюдь не претендующее на высшую истину, наконец, признает свой подчиненный характер по отношению к религиозному способу мышления, то тогда положения рационализма могут христианином приниматься как относительное, но "законное достояние разума". Киреевский, как и Хомяков, не отвергает рациональные методы познания, а лишь устанавливает границы умозрительного подхода, подчиняя его "фундаментальным положениям веры".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...