Итак, итогом развития западноевропейской философии является, по убеждению Киреевского, следующее положение: " .ни далее идти по своему отвлеченно-рациональному пути она уже не может, ибо сознала односторонность отвлечений рациональности, ни проложить себе новую дорогу не в состоянии, ибо вся сила ее заключалась в развитии именно этой отвлеченной рациональности". Лишившись возможности идти в своем развитии вперед, западноевропейская философия начинает "распространяться в ширину, развиваться в подробностях". Итогом данной тенденции выступает падение интереса к философии, но из этого не следует, что уменьшается роль любомудрия в жизни человека.
Киреевский постоянно подчеркивал методологическое значение философии, он отмечал, что "философия не есть одна из наук и не есть вера. Она общий итог и общее основание всех наук и проводник мысли между ними и верою". В западноевропейской традиции светская образованность и наука "заступают место веры", и тогда философия, а не вера дает "направление мышлению и жизни народа". Данная иерархия ценностей для Киреевского неприемлема. Однако и состояние, при котором есть вера, но "нет разумной образованности", его также не устраивает. В этом случае "философии вообще быть не может". С этой точки зрения, гонения на разум, осуждение философского мышления "вредят убеждениям религиозным", ибо что "это была бы за религия, которая не могла бы вынести света науки и сознания? Что за вера, которая несовместима с разумом?" Пока в Византии существовало "внешнее просвещение", до тех пор "процветала там и православно-христианская философия", она погасла вместе "с уничтожением ее образованности". Но идейное наследие православной философии сохранилось в творениях восточных отцов церкви.
Образованность в России, развитие отечественного философского мышления находятся, как представлял Киреевский, на распутье. Все дело в том, что после реформ Петра I происходит раскол между образованным слоем и народом. Дворянство усваивает западную культуру и философию, народ же сохраняет преданность традиционной системе ценностей, доминирующее значение среди которых занимает православная вера. Поэтому перед Россией открываются два пути: или западная образованность вытеснит веру, порождая "соответственные себе убеждения философские, или вера, преодолев эту внешнюю образованность, из самого соприкосновения с нею произведет свою философию". Киреевский был убежден в скором торжестве второго пути. В письме к А. И. Кошелеву, написанному в 1851 г., он отмечал, что уже через десять- пятнадцать лет "направление умов у нас должно измениться совершенно". Вместо немецкого духа "дух православно-русский проникнет все наши убеждения и действия".
Поскольку именно философия должна дать "другой смысл и образованности внешней", соединить ее органически с православной верой, постольку выработка "новых начал для философии" становится важнейшей задачей "русского ума". Эти "новые начала" связаны с восточнохристианской традицией, но "возобновить философию святых отцов в том виде, как она была в их время, невозможно". Поскольку современное состояние науки и просвещения требует и "соответственного им нового развития философии", Киреевский делает вывод, что западноевропейская философская традиция не может быть просто отвергнута, она должна быть преобразована. Пример подобного преобразования показала патристика, благодаря которой "философия языческая обратилась в орудие христианского просвещения". Следовательно, синтез истин, выраженных "в умозрительных писаниях святых отцов, и опыта, добытого западной мыслью", и позволит сформулировать "новые начала для философии".
Смотрите также
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Глобальные проблемы современности
...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...