Анализируя церковные критерии соборности, Хомяков приходит к выводу, что они проистекают от "духа Божия", живущего в церкви и "умудряющего ее". Само проявление этого духа многообразно, он выступает "в Писании, в предании и в деле". Следовательно, соборность является как "дар благодати, даруемый свыше", - это внутреннее основание "непогрешимости соборного сознания". Внешним же критерием соборности выступает принятие тех или иных религиозных положений "всем церковным народом". Соборные принципы, по мнению Хомякова, дают возможность не только по-новому взглянуть на жизнь церкви, но и отыскать среди "бесконечного множества подробностей" начала, предопределяющие "неотвратимую логику истории". В своих работах он неоднократно подчеркивал, что "нельзя по справедливости не признать путей промысла в общем ходе истории". Именно "дух Божий, живущий в совокупности церковной", и направляет общественное развитие, но сам этот дух "проявляется во множестве", т. е. в действиях отдельных людей. Поэтому идея "соборности", как считал Хомяков, позволяет совместить провиденциализм с активностью человека. Он утверждал, что "неразумно . брать на себя угадывание "минут" непосредственного действия воли Божией на дела человеческие". Подобное "угадывание" связывает надежды на лучшее будущее лишь с Господом, оборачиваясь "преступным пренебрежением к человеческим способностям". Человек - "существо деятельное", он должен "напрягать все Богом данные силы, не требуя от него чудес и исключений из общих законов". Реальный исторический процесс - это всегда совокупность "действий свободы человеческой и воли всемирной". Отсюда исследователь, для того чтобы понять ход истории, не должен ограничиваться ссылкой на божественную волю, а обязан изучать деятельность людей. Следует отметить, что для славянофилов именно народ является "единственным и постоянным действователем истории". Поэтому Хомяков выступал с критикой исторических работ Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева, которые воспринимали народ как "пассивный человеческий материал". Тем более для него были неприемлемы господствующие церковные взгляды на роль народных масс в истории. Он справедливо отмечал, что призывы церкви "смиренно ждать милостей божьих" во многом объясняются позицией правительства, которое хорошо понимает "практическую выгоду религии . в особенности по отношению к низшим слоям народа". В работах славянофилов часто встречаются термины "народ" и "народность". Вообще тема "славянофилы и народ" - одна из центральных при оценке этого течения. При этом славянофильская трактовка народа встречала и встречает полярные оценки. Если для П. Я. Чаадаева она - пример "разнузданного патриотизма", ведущего страну к гибели, то для В. В. Розанова, напротив, проявление движения к "приобретению мировой роли, мирового значения России". Хомяков хорошо представлял себе значение правильного истолкования понятия "русский народ", но однозначного его понимания у него не было. Н. А. Бердяев отмечает, что "Хомяков в своем учении о национальном призвании постоянно смешивает точку зрения религиозно-мистическую с точкой зрения научно-исторической". Действительно, с одной стороны, он как бы абстрагируется от исторических реалий, рассматривая народ как некий постоянный "набор идеальных качеств", т. е. выделяя некую неизменную "духовную сущность", субстанцией которой выступает православие и общинность. С другой - у него, как и у всех славянофилов, много места занимает анализ конкретного, современного им русского народа, основой которого является крестьянство. И не случайно славянофилы так резко выступали против попыток представить "русского крестьянина каким-то бессмысленным и почти бессловесным животным". Более того, ощущение реальной связи с народом для каждого человека, если он "не хочет создать вокруг себя пустыню", совершенно обязательно. Поэтому для Хомякова народное условное понятие, ибо речь идет о народе, "создавшем страну", с которым "срослась вся моя жизнь, все мое духовное существование, вся целость моей человеческой деятельности".
Смотрите также
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...