2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи единомышленников Н. Г. Чернышевского / 2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
Страница 1

Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) - публицист, литературный критик, мыслитель-материалист - был кумиром молодежи 60-х гг., его слог обладал изяществом и остротой, его произведения были пронизаны демократическим и революционным пафосом. Он имел почитателей в нескольких поколениях русских интеллигентов. Многие из них (К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, В. В. Докучаев, В. В. Вересаев и др.) занялись наукой под влиянием его публицистических сочинений. Консерваторы видели в нем противника-нигилиста, "разрушителя устоев" (Н. Н. Страхов, М. Н. Катков и др.), причем некоторые из них, увлекавшиеся Писаревым в юности и преодолевшие это влияние, тем не менее отдавали должное заразительности его таланта (В. В. Розанов).

Воздействие идей Писарева на интеллигенцию, особенно в 60-е гг. XIX в., было значительным, хотя его можно назвать не узкофилософским, а общекультурным. Сам феномен "идейности" интеллигенции в значительной степени создан талантом Писарева, его статьями, написанными "кровью сердца и соком нервов", присущей ему искренностью. Они тем более были заразительны и притягательны, что находились под запретом (в царствование Александра III его сочинения запрещались, а в павленковских изданиях цензурные купюры и искажения были устранены только после первой русской революции).

Вехи творчества. Д. И. Писарев родился в имении Знаменском Орловской губернии, в дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1861 г. Студенческий кружок Трескина, к которому примкнул Писарев, отличался своей отстраненностью от политики. Начальная идейная ориентация Писарева-студента не выходила, по его собственным словам, за пределы интересов "ученой касты" - того направления, которое он называл позднее "умственным" в противоположность направлению "людей дела", сторонников Н. А. Добролюбова.

Рано проявившийся талант публициста еще в студенческие годы открыл Писареву дорогу в журналистику. Свою литературную деятельность он начал в 1859 г. в "журнале для девиц" "Рассвет", где опубликовал статьи о творчестве И. А. Гончарова и И. С. Тургенева, выдержанные в духе "чистой художественности". Последним в его короткой творческой биографии проявлением чистого академизма было кандидатское сочинение, посвященное неопифагорейцу Аполлонию Тианскому, опубликованное в 6-й и 7-й книгах журнала "Русское слово" в 1861 г. (оно было удостоено серебряной медали). Недолгие колебания между чистой наукой и журналистикой были решены в пользу последней.

Благодаря сотрудничеству Писарева в 1861-1866 гг. с "Русским словом" журнал приобрел успех и стал одним из главных изданий шестидесятников. После публикации в 1861 г. статьи "Схоластика XIX века" Писарев вошел в круг самых известных публицистов, близких к лагерю Н. Г. Чернышевского. Однако сделанное последним после смерти Н. А. Добролюбова предложение перейти в "Современник" Писарев не принял. Он стремился найти собственное место в пестрой панораме тогдашней журналистики, соответствующее его способностям. В письме к матери, сравнивая себя с В. Г. Белинским, Писарев высказывает убеждение, что может, так же как и он, принести большую пользу обществу. Правда, свою задачу Писарев понимает по-иному: не ограничиваться, подобно Белинскому, "почти исключительно областью литературной критики" и не вдаваться в "общие рассуждения", а "доказывать и объяснять, придерживаясь метода опытных наук".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Две особенности русского марксизма
...