2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи единомышленников Н. Г. Чернышевского / 2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
Страница 4

Основные принципы писаревского материализма взяты как раз у французских философов XVIII в. - рационализм, стремление к поиску социально-полезного знания, подчеркивание мировоззренческой и социально-преобразующей функции науки. Существенным добавлением XIX в. к материализму Писарев считает лишь теорию Дарвина.

Дарвинизм, по его мнению, раскрывает механизм действия причинности в живой природе, позволяет понять, что "случая в природе нет, потому что все совершается по законам и всякое действие имеет свою причину". Несмотря на то что и для Дарвина возникновение органической жизни остается неразгаданным, его теория, по Писареву, дает главное - принцип эволюционизма, единства природы, неуклонного восхождения от простого к сложному.

В работе "Прогресс в мире животных и растений" он также высказал свое отрицательное отношение к "диалектическому мудрствованию" с его принципом скачкообразного развития, который противоречит, по его мнению, эволюционизму. Здесь вновь выявляется его отличие от позиции Чернышевского. Последний, как известно, общей теорией развития считал диалектический закон отрицания отрицания, а не дарвиновский эволюционизм, который он принимал лишь частично.

Социально-философские воззрения. Взгляды Писарева на общество составляют вторую сторону его "реализма", тесно связанную с ориентированным на естественные науки материализмом К ним также применимо любимое изречение Писарева: "Слова и иллюзии гибнут - факты остаются". Иными словами, опора на естественно-научное знание при анализе общественных явлений выступает у него на первый план.

Писарев широко использует эволюционный метод и в социальной сфере, считая, что он имеет беспредельную ширину философского обобщения именно в том смысле, что в обществе, как и в природе, существует "неотразимое господство законов", которые "действуют совершенно бесстрастно и не допускают никаких исключений".

Писарев высоко оценивает основателя социологии О Конта, который интересует его, однако, не как социальный мыслитель, а как ученый, предсказавший неизбежное наступление "века науки", сменяющего период господства метафизики. Вместе с тем он неоднократно выражал свое несогласие с социальной позицией Конта, с его симпатиями к католицизму, с точки зрения "разумного эгоизма" критиковал концепцию "нравственного альтруизма" французского мыслителя.

Социально-философские идеи Писарева отличались оригинальностью и отнюдь не были повторением идей Чернышевского, лидера шестидесятников. Он, например, был против того, чтобы возлагать какие-либо надежды на преобразование общины в социалистическом направлении. Прогрессивная смена общественной формы таким путем невозможна: "народность" общинного владения сама по себе не является гарантией столь необходимой для России демократизации общества. Более того, социалистам "достаточно было бы развернуть перед народом наше миросозерцание во всей его полноте, чтобы внушить ему недоверие и боязнь".

Пропасть между высшими и низшими сословиями слишком велика, и, кроме того, существует физическое и умственное неравенство между людьми. "А это неравенство . - пишет он, - не подлежит, конечно, реформирующему влиянию человека". Если, по Писареву, справедливо суждение "что применимо к отдельному человеку, то можно применить и к обществу", то понятно, что он никак не мог быть сторонником уравнительного социализма (или "уравнителем", как называли подобных теоретиков в его время). Писарев шел к социализму через просветительство, причем формирование его социалистических взглядов несколько отставало от неуклонного и быстрого роста его материалистических убеждений. Так, статья "Аполлоний Тианский", опубликованная в 1861 г., т. е. в то время, когда он уже исповедовал материализм, содержала несогласие с радикальным образом мышления. Писарев писал, что Аполлоний Тианский потому не хотел "производить революции", что "цель его была и шире, и глубже, и достойнее мыслящего человека".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...