В 1862 г. Писарев был арестован за напечатание в нелегальной типографии брошюры против барона Ф. И. Фиркса, распространявшего под псевдонимом Шедо-Ферроти инспирированные правительством обвинения в адрес А. И. Герцена, Беря под защиту Герцена, он осуждал произвол властей, призывал к "низвержению царствующей династии Романовых". По приговору суда критик был заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел более четырех лет. В крепости он продолжал писать статьи для "Русского слова". После его закрытия Писарев сотрудничал в журнале "Дело" (сменил Писарева в журнале "Дело" П. Н. Ткачев, впоследствии известный революционный народник). В конце 1867 г. Писарев принял предложение Н. А. Некрасова о переходе в "Отечественные записки". К сожалению, вскоре Писарев утонул во время купания на Рижском взморье. Похоронен он был в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с могилами Белинского и Добролюбова.
Писарев выбрал собственный путь служения "общественной пользе", имея в виду реализацию двух главных и взаимосвязанных целей: разъяснение обществу достижений современной науки и эмансипацию человеческой личности. Эти цели оставались для него неизменными с тех пор, как в 1860 г. в развитии его мировоззрения произошел "довольно крутой поворот", связанный с переходом на позиции материализма. Критик называет себя сторонником "обличительной литературы", продолжателем традиций Белинского и Добролюбова, идущим "по прямой дороге к последовательному реализму". Для мировоззренческого становления Писарева характерно, что его переход к материализму был быстрым и бесконфликтным. Он не прошел те фазы теоретического отрицания, через которые проходили Белинский, Герцен и другие "люди 40-х годов". В отличие от Чернышевского, ориентировавшегося в философии прежде всего на Фейербаха, Писарев не считал себя последователем какого-либо одного мыслителя, придерживаясь правила - не подчиняться авторитетам. Возможно, единственным исключением был Ч. Дарвин, чьи идеи Писарев разделял безусловно. Ему он посвятил большой очерк "Прогресс в мире животных и растений" (1864).
Естественно-научное обоснование материализма. Писарев призывал к выработке мировоззренческой самостоятельности, советовал каждому человеку мыслить независимо от авторитетов, "не упиваться сладкозвучным течением чужих мыслей, как бы ни были эти мысли стройны и вылощены". С этих позиций он не принимает путь представителей старшего поколения, Герцена и Чернышевского, - от "гегелизма" к материализму, с сохранением диалектики. Отношение Писарева к диалектике было не только скептическим, но и отрицательным. Диалектика - это и есть отвергаемая им "схоластика XIX века" и "отвлеченная философия", которую он называет "бесполезною тратою сил и переливанием из пустого в порожнее". Отрицание философии Гегеля здесь не было результатом анализа его сочинений. Оно покоилось на убеждении в том, что каждое поколение разрушает миросозерцание предыдущего поколения: " .что казалось неопровержимым вчера, то валится сегодня; абсолютные вечные истины существуют только для народов неисторических, для эскимосов, папуасов и китайцев".
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...