Какое-то время Писарев, подобно Белинскому, возлагал надежды на "среднее сословие", как наиболее динамичный и предприимчивый общественный слой, выдвигающий из своей среды "руководителей народного труда", т. е. капиталистов, действующих разумно и эффективно в сфере экономики. Именно последняя, по его убеждению, является главным источником общественного богатства и "внутренней" силой исторических событий. В работе "Очерки из истории труда" (1863) Писарев выразил общие надежды людей 60-х гг. на то, что ускоренное развитие промышленности в России вызовет прогрессивные перемены в общественных учреждениях, приведет к "гуманизации", к улучшению положения "трудящегося большинства".
Содержанием экономической деятельности является, по Писареву, освоение, использование и применение природных богатств в процессе труда. Цель здесь состоит в удовлетворении двух основных человеческих потребностей - в материальном обеспечении жизни и в солидарном человеческом общежитии и взаимопомощи. Духовные же потребности не имеют первостепенного значения, являясь производными от двух первых.
Но всякая экономическая деятельность немыслима без развития естественных наук. Вслед за Ф. Бэконом Писарев утверждает: "Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы". Поскольку экономическое развитие неизбежно ведет к отделению физического труда от умственного, то большинство народа становится отстраненным от знаний и соответственно неспособным к осмысленным действиям по изменению существующего порядка вещей. Эту роль берут на себя "мыслящие реалисты", которые благодаря своим научным знаниям и работе критической мысли становятся во главе "общественного мнения" и выполняют роль важнейших инициаторов прогресса (эти идеи впоследствии были развиты П. Л. Лавровым в его учении о "критически мыслящей личности", изложенном в "Исторических письмах").
Писарев, однако, не остановился на констатации глубоких различий, отделяющих "мыслящих реалистов" и "темную массу". В "Очерках из истории труда" он обращается к идее соединения "знания и труда", говорит о необходимости "сосредоточения" и "обращения" в "массах земледельцев и фабричных" возможно большего количества знаний. Это связано также с его более общим взглядом на механизм общественных изменений: "История показывает нам, что приобретает и удерживает господство в обществе именно тот класс или круг людей, который владеет наибольшим количеством умственных сил. Преобладанию аристократии во Франции пришел конец, когда перевес ума, таланта и образования оказался в рядах достаточной буржуазии, а преобладанию буржуазии также придет конец, когда тот же перевес перейдет в ряды трудящегося пролетариата". Позднее, в "Реалистах", он конкретизировал этот взгляд в концепции "химического" (эволюционного) и "механического" (революционного) путей развития общества. Если равенство на антропологическом уровне невозможно, то устранение неравенства в знаниях и образовании и возможно, и желательно не только для "руководителей общественного мнения", но и для самих "голодных и раздетых людей", заключает Писарев.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...