Реальность «как она нам дана»
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Феномен и реальность / Реальность «как она нам дана»
Страница 3

Тот факт, что наблюдение не является достоверным, автоматически «всплывает» в реальной практике научного исследования. Если наблюдение противоречит теории, первое, что нужно сделать, - это проверить инструменты; мы должны убедиться, что наблюдение выполнено соответствующим образом. И, по крайней мере, часть этой проверки потребует понимания того, как наблюдение должно было выполняться. организация корпоративных мероприятий

Третий аспект наблюдения, подчеркивающий роль теоретической на-груженности, - это понимание того, что, в частности, данный эксперимент (наблюдение) должен означать. Для того чтобы выступать в роли «эмпирического свидетельства», наблюдение должно быть релевантно теории. Паровой след в парогазовой или пузырьковой камере останется без внимания, если мы не свяжем его с элементарной частицей. Данное явление может означать альфа-частицу с определенной энергией. Опыты с парогазовой камерой говорят нам о частицах, а не о паровых следах, от нас требуется совместить некоторое теоретическое понимание с наблюдением, как частицы вызывают следы. Для того чтобы наблюдение было принято, требуются некоторые теоретические основания. В этом случае перенос наблюдения из области непосредственных ощущений восприятия в область принятых эпистемических «эмпирических данных» вновь сопровождается или даже происходит под влиянием некоторой базовой теории.

Наше взаимодействие с природой бессмысленно без некоторого теоретического представления, аккуратно «укладывающего» данные органов чувств. Данное обстоятельство также заставляет нас заключить, что мы рождены скорее для того, чтобы воспринимать природу внутри собственных представлений, чем для того, чтобы пытаться строить знание «о ней самой». Теоретическая нагруженность наблюдения неизбежна, явление всегда, если так можно выразиться, концептуализировано. Однако вопрос о том, возможно ли знание об объективной реальности, знание, которое «выходит» за пределы данности, знание о «незамутненной» восприятием, неизмененной, «чистой» реальности, все еще остается открытым.

Наблюдение: физический аспект

Помимо теоретического содержания, влияние которого невозможно исключить, хотим мы этого или нет, наблюдение содержит еще и собственно физический аспект: наблюдатель с необходимостью физически воздействует на объект исследования. Физический акт наблюдения изменяет конкретные свойства объекта самого по себе. Сам этот процесс может быть весьма разнообразным, однако для нас чрезвычайно важно прояснить то, как физическое вмешательство изменяет объект, и то, «как он нам дан».

Воздействие исследователя на объект хорошо изучено и является предметом дальнейших исследований, например в общественных науках. Можно сказать, что это центральная методологическая проблема, например, антропологии. Влияние антрополога нельзя исключить, в любом случае мы предполагаем, что в отсутствие исследователя, который является «чужим», поведение может быть немного другим. С аналогичными проблемами сталкивается, например, психология. Наша цель - обнаружить, что происходит в сознании реципиента, например с помощью метода задавания вопросов и выслушивания ответов. Риск в том, что ответ уже может «быть заложена» в самом вопросе. Даже безотносительно вопросов имеется некое искусственное представление, в соответствии с которым люди ведут себя другим, «неестественным» образом, когда чувствуют, что их слова или поступки подвергаются анализу. Исследователь имеет дело только с данными «принудительного» анализа и фактически не может рассчитывать на анализ «естественного» поведения людей.

Нечто подобное происходит в физических науках. Если поместить большой «теплый» термометр в достаточно небольшой объем «холодной» воды, то вода нагреется. Естественно, показания термометра будут некоторым средним между собственной температурой воды и влиянием термометра. Измерение будет скорее информацией о взаимодействии между термометром и водой и не будет содержать релевантной информации о том, какой была бы температура воды, если бы термометр в нее не помещали. Конечно, термометр необязательно должен быть большим, а объем воды - малым, это лишь пример. Можно также сделать оговорку, например, в том случае, если температура воды уже была равна собственной температуре термометра. Однако такого рода воздействие в некоторой степени присутствует всегда, говорим мы о термометрах или об электронных микроскопах. Физическое воздействие на объект имеет место в ходе любых наблюдений в области физических наук, и в большинстве случаев такое влияние оказывается чрезвычайно важным аспектом процесса наблюдения. Например, находясь рядом с объектом исследования, сам наблюдатель (человек) может воздействовать на температуру, влажность или виброустойчивость исследуемого образца. Более того, любое наблюдение требует «переноса» информации посредством некоторого взаимодействия, которое в свою очередь изменяет состояние (например, момент или энергию) и наблюдателя, и объекта. Мы зрительно воспринимаем окружающий мир в отраженном свете. Само отражение изменяет энергию света, и мы воспринимаем информацию о том, как объект провзаимодействовал с нами (посредством отраженного света), а не о том, каков он «на самом деле».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...