Подводя итог, можно констатировать, что в учении Толстого безусловно присутствуют два главных признака, определяющих характерность русской философской традиции: искание истинного смысла христианства и особое внимание к проблеме человека и смысла его жизни. Однако в решении всех более конкретных проблем, которые были традиционны для русской философии, Толстой всегда выбирает самые крайние и самые радикальные варианты, и это делает его учение совершенно непохожим на концепции других русских философов. Искание истинного смысла христианства превращается в обличение всего того, что было создано христианством "после Христа", а философское исследование человеческой жизни приводит к неразрешимым антиномиям - к странному сочетанию крайнего индивидуализма с требованием отречения от своей личности, признания иллюзорности телесного бытия человека со страстным желанием сделать нашу жизнь совершенной. В результате учение Толстого оказало определенное влияние только на педагогику, породив в ней целое новое направление; представители русской философской мысли обращались к учению Толстого только для того, чтобы подвергнуть его резкой критике. Особенно большое внимание ему уделили Вл. Соловьев (в позднем сочинении "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории") и И. Ильина (в книге "О сопротивлении злу силою").
Смотрите также
Две особенности русского марксизма
...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...