Помимо этого можно указать и на еще два менее заметных, но все-таки важных влияния. Первое - это восточная философия и, в особенности, философия буддизма, которую Толстой постоянно и очень уважительно упоминает в своих работах. С буддизмом Толстого роднит "нигилистическое" отношение к земной реальности и к ее социальным институтам; ведь, согласно Будде, весь наш земной мир есть всего лишь "иллюзия", "майя", закрывающая доступ к подлинному духовному бытию, к Абсолюту, сливаясь с которым человек должен полностью утратить свою индивидуальность. Имперсонализм, свойственный буддизму, также, безусловно, присущ концепции Толстого. Толстой резко негативно относится к личностному началу, полагая, что именно оно искажает то божественное благо, которое содержится в человеке. Впрочем, Толстой отрицает личное начало только в этическом смысле и не утверждает, как это характерно для буддизма, что личность по своей метафизической сущности есть "ничто" и должна быть полностью "уничтожена", "снята" за счет растворения в Абсолюте. Идея служения благу других предполагает, что эти "другие" значимы именно в их личностной определенности; это показывает, что Толстой в какой-то степени признает позитивное значение блага отдельной личности; он просто различает два способа реализации этого блага: ложный, когда личность сама хочет блага только для себя и пытается других подчинить этой цели, и истинный, когда этому благу добровольно служат все другие личности, отрекаясь от своего собственного блага.
У Толстого речь идет не столько об отрицании личностного начала как такового, сколько о предельном умалении его значения в жизни людей и в культуре. Толстой настаивает на абсолютном равенстве всех людей, причем здесь подразумевается не только равенство естественных прав личности (что традиционно для европейской философии XVIII-XIX вв.), но и равенство, в смысле одинаковой незначительности, всех духовных сил, способностей и притязаний личности. Фактически он отрицает за личностью способность быть творческим центром бытия, не признает каждую личность неповторимой, уникальной "вселенной". В этом пункте Толстой наиболее радикально расходится с главной линией развития русской философии, ярко обозначенной Достоевским, в которой на первый план выдвигалась идея абсолютности личности, абсолютности ее творческого предназначения. Здесь яснее всего выступает противоречие между ранними и поздними воззрениями Толстого на человека. Ведь непреходящий смысл его главных художественных произведений связан как раз с умением талантливо передать неповторимость внутреннего бытия каждой личности, показать абсолютное значение каждого человека, вне зависимости от его внешнего положения.
Возвращаясь к проблеме тех влияний, которые проступают в мировоззрении Толстого, укажем на еще одну скрытую линию влияния. Во взглядах Толстого можно также увидеть опосредованное отражение традиции гностических ересей христианства, типа уже упоминавшихся движений павликиан и богомилов, а также весьма популярных в Западной Европе движений катаров и амальрикан. Толстого связывают с ними как раз те черты, которые, в целом, были нехарактерны для русской философии - радикальное отрицание телесной, земной природы, как начала зла, и соответствующее отрицательное отношение к государству и к официальной христианской церкви, как учреждениям, поддерживающим власть сатаны в мире. Сближает Толстого с гностиками и отношение к человеку как носителю искры божественного света (у Толстого - божественного блага), а также убеждение в том, что человек может только своими личными усилиями, в первую очередь, усилиями своего разума, раскрыть в себе эту искру божественного света и стать совершенным (церковь и все существующие общественные учреждения только препятствуют, по Толстому, этому процессу).
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...