Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Н. Толстого
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и "поздних" славянофилов / Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Н. Толстого
Страница 8

Таким образом, в человеке, по убеждению Толстого, сосуществуют два абсолютно разнородные и почти ничем не связанные друг с другом измерения - измерение индивидуального телесного бытия и измерение "всеобщего разума", единого для всех людей. В измерении плотского, "личного" существования люди никак не способны помочь друг другу в процессе своего "совершенствования", поэтому все формы организации "внешней" жизни (от семьи до государства) должны быть признаны ложными в своем традиционном понимании - как формы, имеющие целью "улучшение" жизни людей. Наоборот, в измерении всеобщего разума бытие человека уже совершенно и не требует изменений, не может быть подвергнуто какому-либо изменению и развитию. Это означает, что "динамика" внутренней жизни для каждого из нас связана всецело с раскрытием в себе второго измерения и подчинением всех своих способностей и устремлений законам всеобщего разума (это и есть "второе рождение", о котором говорилось выше). "Вне власти человека, желающего жить, уничтожить, остановить пространственное и временное движение своего существования; но истинная жизнь его есть достижение блага подчинением разуму, независимо от этих видимых пространственных и временных движений. В этом-то большем и большем достижении блага через подчинение разуму только и состоит то, что составляет жизнь человеческую".

После того как указанное подчинение одного измерения человеческого бытия другому осуществится, человеку открывается возможность радикального преобразования его плотской жизни. Точнее сказать, что сам акт раскрытия "внутреннего" измерения и подчинения ему "внешней" жизни человека сразу же ведет к преображению этой "внешней" жизни, поскольку, соединяясь со всеобщим разумом, человек больше не может в своем телесном бытии сохранять в качестве главного принципа желание блага себе и мгновенно переходит (в соответствии с законами всеобщего разума) к жизни в соответствии с принципом желания блага другим, то есть в соответствии с принципом любви ко всем. Единственная трудность в этом процессе перехода к совершенной земной жизни заключается в том, что люди не могут все сразу осуществить преображение своей индивидуальной жизни, не могут одновременно раскрыть в себе измерение всеобщего разума и сделать его главным для себя. Однако Толстой уверен, что этот процесс все-таки будет реализован до конца и его учение должно сыграть решающую роль в его завершении и в окончательном преображении земной жизни к максимальному возможному совершенству.

В итоговом варианте учения Толстого, изложенном в книге "О жизни", вновь со всей радикальностью выступает основное противоречие его учения. С одной стороны, два измерения человеческого бытия необходимо мыслить как противоположные и независимые друг от друга, иначе невозможно понять, почему наше разделенное телесное бытие может принять столь радикально ложную форму, почти ничего общего не имеющую с законами разума. Но, с другой стороны, полагая, что через перемещение центра своего бытия в сферу всеобщего разума (блага) человек способен "мгновенно" изменить свое "внешнее" бытие, Толстой заставляет признать неразрывную взаимосвязь двух измерений человеческого бытия, непосредственную зависимость "внешнего" от "внутреннего".

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...