Лейбницеанство А. Козлова
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Русское лейбницеанство и кантианство / Лейбницеанство А. Козлова
Страница 1

Алексей Александрович Козлов (1831-1901) был внебрачным сыном И.А.Пушкина, одного из представителей рода, к которому принадлежал великий русский поэт. В 1850 г. Козлов поступил в Московский университет и учится сначала на математическом, затем на филологическом факультете. В это время его увлекают идеи Л. Фейербаха и Ш.Фурье, в связи с чем он активно занимается политической экономией и завязывает знакомство с многими представителями общественного движения в России. Это привело к тому, что в 1866 г. он был арестован по подозрению в причастности к революционным организациям и просидел полгода в тюрьме. После этого Козлов уходит от активной общественной и политической деятельности и поселяется с семьей в своей деревне. Лишь после 40 лет он случайно познакомился с философией Шопенгауэра и увлекся его идеями. После этого всю свою жизнь он посвящает философии. Он публикует большое количество сочинений, рассматривающих самые разные аспекты западной философии. В 1876-1887 гг. Козлов преподает философию в Киевском университете. В конце этого периода он начинает издавать "Философский трехмесячник" - первый в России журнал по философии. После пережитой в 1887 г. тяжелой болезни он выходит в отставку и переезжает в Петербург, где издает непериодический журнал "Свое слово", целиком состоящий из его собственных работ. В пяти выпусках этого журнала (1888-1898) Козлов изложил в диалогической форме основные составляющие своей философии.

Козлов с полным правом может быть назван одним из подвижников создания профессиональной философии в России. Первый период его творческой деятельности, вплоть до 1888г., до первого выпуска "Своего слова", почти целиком был посвящен пропаганде и распространению различных западных философских систем и концепций (как классических, так и современных). Вся деятельность Козлова в этот период проникнута пафосом величайшего значения философии для развития общества, науки и культуры. Этот пафос был оправдан в эпоху конца 70-х годов, поскольку увлечение позитивизмом вело к отрицанию самостоятельной роли философии, особенно в ее самой важной, метафизической части. Козлов полагает, что все сокровища философской мысли прошлого должны послужить созданию нового философского мировоззрения, необходимого современному человечеству. "Нам, - пишет Козлов, - нужно добросовестно и серьезно изучать всех великих философов . различить их истину и заблуждение и, насколько то возможно, все-таки под их контролем и руководством выработать сообща соответствующую настоящей фазе общего развития человечества удовлетворительную философскую систему".

Пережив в 1886 г. тяжелую болезнь (апоплексический удар), Козлов был вынужден оставить преподавание и оказался в определенной изоляции от философского сообщества. Это послужило непосредственной причиной того, что он более четко осознал и сформулировал для себя свое собственное оригинальное мировоззрение, которое и было изложено в пяти выпусках журнала "Свое слово". При этом, осознавая значение своей деятельности для развития философии в России и словно бы приравнивая ее к деятельности Сократа в Афинах в V в. до н. э., Козлов делает главным героем своих философских диалогов и выразителем своих мыслей человека по имени Сократ Иванович.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Две особенности русского марксизма
...