Три этих уровня (непосредственно фиксируемых в исходном, "простом" сознании) определяют три типа бытия. Первый тип, связанный с содержанием деятельностей "я", определяет бытие как объективность, которая безотносительна ко времени и к пространству и в равной степени относится и к реальным, и к идеальным содержаниям (например, содержание математического постулата или построения столь же объективно, как содержание воспринимаемого предмета). Второй тип, "конституируемый" самими деятельностями, определяет действительность, как наличную данность тех или иных содержаний в конкретной деятельности "я" здесь и теперь. Различие реальных и идеальных содержаний преобразуется на этом уровне в различие внешней и внутренней действительности, условно говоря, действительности "вне" и "внутри" субъекта. При этом надо помнить, что и внешняя действительность, не менее чем внутренняя, является представлением субъекта, поэтому само это различие есть различие внутри системы представлений субъекта. Наконец, третий тип бытия, являющийся "высшим", объемлющим два предшествующих, задается единством всех деятельностей и их происхождением из одного источника, который и есть бытие "я" самого по себе. "Это "я" есть то третье, в котором нет различных и существующих самих по себе изолированных содержаний и в котором точно так же нет и раздельных, тоже сущих самих по себе, деятельностей. "Я" так естественно объединяет и то и другое, что мы только путем трудного анализа доходим до соединенных элементов и можем их выделить, сознавать и понимать в отдельности";. Поскольку третий тип бытия охватывает два предшествующих, именно к нему должно главным образом и прежде всего относиться это понятие: "Бытие есть понятие, содержание которого состоит из знания о нашей субстанции, ее деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу". Недостаток многих метафизических систем прошлого состоял, по Козлову, в том, что они не доходили до этого окончательного смысла понятия бытия и останавливались либо на первом типе (наивно-реалистическая философия, куда, в частности, входит и философия Платона), либо на втором (критическая, или идеалистическая, философия, например, философия Канта).
Весьма любопытна та критика, которой Козлов подвергает философию Гегеля; она делает более ясным его понимание бытия. Гегель, считает Козлов, редуцирует всю действительность к набору абстрактных понятий, соответственно бытие для него - это то, что остается от действительности за вычетом всех его конкретных определений, всего содержания. Но по удалению из абстрактного понятия всего его конкретного содержания в нем ничего не остается; эта пустота и приравнивается Гегелем к бытию; "чистое" бытие оказывается тождественным ничто. Возражая Гегелю, Козлов замечает, что все процедуры абстрагирования протекают в той же самой "среде" непосредственного сознания, в которой существуют выделенные выше элементы (содержания деятельностей, сами деятельности и их единство); и даже по удалению всех составляющих этих процедур остается сама "среда" и ее бытие. "Пусть я, - пишет Козлов, - отвлекаюсь от содержания представлений всех вещей временно-пространственного мира, или, говоря точнее, пусть я не мыслю всего содержания так называемого объективного мира, у меня все-таки необходимо остается сознание прежде всего о своем "я", которое не мыслит это содержание; и не мыслит потому, что преднамеренно не хочет мыслить, совершая, таким образом, внутренний эксперимент . Итак, не только никогда бытие, по самому его понятию, не может отождествляться с ничто, не может переходить в ничто, но оно есть единственное условие для самой мысли о ничто, так что, говоря образно, мы от бытия никуда не скроемся".
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Две особенности русского марксизма
...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...