В первых своих сочинениях Козлов осуществляет защиту прав метафизики перед натиском позитивизма, используя для этого главным образом идеи Шопенгауэра и Канта. При этом он не ограничивается ученическим принятием чужих систем, но критически оценивает идеи обоих немецких философов; у Шопенгауэра он отвергает его монизм, подавляющий самостоятельность отдельной личности, а у Канта - мысль о непознаваемости "вещей в себе", радикально ограничивающую возможности нашего духа в отношении подлинного бытия. Окончательное формирование своей целостной системы взглядов оказывается связанным у Козлова с усвоением и переработкой главных принципов философии Лейбница. Но и у него Козлов берет только то, что соответствует его давно созревшему мировоззрению, безусловно глубоко связанному с давними традициями русской мысли. Принимая метафизический плюрализм Лейбница, Козлов категорически отвергает его представление о "замкнутости" монад; для русского философа представление о многообразии самостоятельных и цельных духовных субстанций не исчерпывает метафизического описания подлинного бытия, оно должно быть дополнено идеей взаимодействия и взаимосвязи субстанций (представлением об их "соборном" единстве).
В наиболее оригинальной части своей системы Козлов прежде всего обращается к проблеме того содержания, которое связано с категорией бытия. Он выявляет три основных смысла этой категории и соответственно три типа бытия, образующих некоторую иерархическую систему. Ступени этой иерархии определяются с помощью феноменологического анализа структуры нашего представления; в этом случае сказывается влияние на Козлова Канта и Шопенгауэра. Исходный постулат Козлова (принятый вслед за его немецкими предшественниками) - утверждение о том, что познаваемый нами мир является представлением нашего сознания. По Козлову, это утверждение не только не делает бытие мира иллюзорным, но и позволяет правильно понять характер бытия. Ведь все, что присутствует каким-то образом в сознании, является существующим, является определенным родом бытия, нужно только избавиться от мысли об однородности бытия: признавая его разные типы, мы сможем правильно выявить структуру реальности.
Три типа бытия "проступают" в нашем непосредственном опыте за счет того, что они связаны с разными видами простейших феноменов сознания, точнее, с разными уровнями феноменов, подчиненными друг другу. Самым простым, "низшим" уровнем, над которым надстраиваются два других, является совокупность чистых переживаний (аффектов) и ощущений (например, аффект страха или ощущение красного цвета), взятых только со стороны их собственного, обособленного содержания. Второй уровень, утверждает Козлов, состоит из деятелъностей, которые феноменально определены тем, что фиксируют отдельные элементы первого уровня в их определенности здесь и сейчас. Например, одно и то же переживание страха или ощущение красного цвета может стать содержанием сознания в разные моменты времени и в разном контексте. Если на первом уровне фиксировались обособленные "атомы" содержания нашего исходного чувственного опыта, то на втором задается некоторая связность этого опыта; это проявляется в том, что здесь фундаментальное значение имеет характеристика времени. Наконец, третий уровень связан с заданием единства всей системы деятельностей - ощущаемых и осознаваемых как проявления, акты одного и того же "я".
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Глобальные проблемы современности
...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...